Минфин РФ подготовил законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности».
Документ направлен на совершенствование действующего законодательства о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в РФ.
В частности, законопроектом уточняется порядок учёта расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ). В настоящее время НК РФ не предусматривает перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР.
В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учёта отчёт о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии с требованиями, установленными национальным стандартом. Такие требования в настоящее время предусмотрены Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001.
В целях равномерного учёта расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учёте резерв предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утверждённых им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая его в учётной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счёт такого резерва.
Кроме того, законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики. При этом на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких ценных бумаг они должны непрерывно находиться в собственности налогоплательщика более 5 лет.
В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.