По его мнению, если европейским и американским банкам надо привлекать значительные объёмы нового капитала, то российским банкам такая перспектива не угрожает. Благодаря антикризисной поддержке правительства и ЦБР отечественный банковский сектор оказался в достаточной степени капитализирован. Почти все крупнейшие банки и банковский сектор в целом обладают достаточным уровнем капитала, который превышает новые нормы Базельского комитета.
Тем не менее, по словам А. Мурычева, нельзя не предвидеть возможность снижения капитала отечественных банков в силу потенциально быстрого роста этого сектора в предстоящие годы. Во избежание негативного воздействия «Базеля-III» на кредитную и финансовую активность в целом, РСПП и ассоциация «Россия» начали активные консультации по разумной адаптации новых норм к отечественным реалиям. Предстоит также работа над текущей ликвидностью, риск-менеджментом и транспарентностью банков.
Нынешние требования международного банковского комитета приняты во многом под влиянием последствий мирового финансового кризиса и получили название «Базель-III». Они предусматривают:
- изменение структуры собственного капитала банков;
- повышение требований по достаточности капитала и введение новых нормативов;
- создание контрциклического буфера капитала.
Предыдущее соглашение о достаточности капитала – «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» (Базель-II) – было принято в 2004 году с целью повышения качества управления рисками в банковском деле, что призвано было укрепить стабильность финансовой системы в целом.
Рекомендации Базельского комитета внедряются более чем в 100 странах. В ЕС они также используются для взаимной интеграции государств-членов союза.
Справка «ЭЖ»
Базельский комитет по банковскому надзору действует с 1974 года. Он основан с целью внедрения единых стандартов в сфере банковского регулирования президентами центральных банков стран G10 – Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Сейчас помимо них членами комитета являются представители центральных банков и органов финансового регулирования Австралии, Бельгии, Бразилии, Индии, Испании, Китая, Кореи, Люксембурга, Мексики и России.