Глава Счётной палаты РФ выступил в Госдуме с докладом о законопроекте, уточняющем параметры Закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг.».
По его словам, Счётная палата РФ поддерживает принятие данного документа, «так как он направлен на закрепление положительных тенденций по выводу российской экономики из кризиса».
Законопроектом предусмотрено увеличение расходов федерального бюджета на 44 млрд руб. по таким приоритетным направлениям как поддержка регионов, особенно пострадавших от засухи и пожаров, реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства, развитие социальной инфраструктуры, проведение Сочинской олимпиады.
С. Степашин отметил, что принятие данного законопроекта обусловлено более благоприятными макроэкономическими условиями, чем это изначально прогнозировалось. «В тоже время очередное, уже третье по счёту внесение изменений в закон о бюджете ещё раз свидетельствует о большой зависимости нашей экономики от мировых цен на нефть. В данном законопроекте предусмотрено, что этот показатель по итогам года составит 75 американских долл., тогда как изначально прогнозировалось лишь 58 долл. за баррель», - признаёт глава СП.
По его мнению, существует риск того, что годовая инфляция превысит прогнозируемый уровень в 8%. Доходы бюджета за 8 месяцев текущего года существенно возросли по сравнению с уровнем предыдущего года. Однако этот показатель всё равно более чем на 1 трлн руб. меньше уровня докризисного 2008 г. «Таким образом, ограниченность доходной базы остаётся серьёзным сдерживающим фактором использования бюджета в качестве инструмента социально-экономического развития страны», - отметил С. Степашин.
Он также посетовал на ряд нерешённых до сих пор задач. В частности, речь шла о работе по подготовке введения налога на недвижимость. По словам С. Степашина, на 1 октября текущего года не разработаны методики кадастровой оценки недвижимости, не внесены изменения в Налоговый кодекс в части включения в него соответствующей главы.
«Также пока отстаёт от установленных графиков создание законодательной и нормативно-правовой базы, необходимой для формирования бюджетов на основе программно-целевого принципа. А это в свою очередь создаёт риски для неэффективного использования средств.
Например, законопроектом предусмотрено внесение значительных бюджетных средств в уставные капиталы акционерных обществ. При этом увеличение бюджетных инвестиций не увязывается с изменением обязательств получающих эти средства компаний в части ожидаемых конечных результатов. То есть, нет чётких критериев, по которым можно определить, насколько получатель эффективно потратит дополнительно выделяемые ему государственные ресурсы», - сказал С. Степашин.
По данным СП, за 8 месяцев текущего года кассовое исполнение расходов на национальную экономику составляет около 40%. При этом законопроект предполагает дополнительное увеличение расходов по данному разделу более чем на 37 млрд руб. Всего законопроектом предусматривается увеличение расходов по 11 подразделам, по которым расходы исполнены менее чем наполовину, сообщил глава СП.
В целом за четвёртый квартал текущего года с учётом предлагаемого законопроектом увеличения расходов необходимо будет освоить 3,5 трлн руб. или более трети всех расходов федерального бюджета страны, сообщает пресс-служба Счётной палаты РФ.