Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Генеральную прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу с просьбой запретить управляющим компаниям требовать с собственников квартир плату за обслуживание счётчиков воды.
Как сообщила пресс-служба общества, регулярно в ОЗПП обращаются москвичи с жалобой на необходимость оплачивать навязанную и фактически не оказываемую услугу, которая в платёжном документе обозначена как ТО КПУ (техническое обслуживание квартирных приборов учёта воды). Данная услуга обходится потребителям в сумму от 480 до 700 руб. в год. Всего на подобного рода поборы жители Москвы тратят около одного миллиарда рублей в год. В связи с повсеместной установкой счётчиков воды в Москве, до конца 2012 года указанная сумма может возрасти в несколько раз.
Управляющие компании заставляют москвичей заключить договор на обслуживание счётчиков при их установке или замене (без чего отказываются вводить счётчики в эксплуатацию) или просто включают оплату ТО КПУ в единый платёжный документ (ЕПД) без договора. Навязывание услуги происходит также через включение условий о ТО КПУ в обязательный для каждого собственника договор управления многоквартирным домом и договор на водоснабжение.
Владельцы квартир не довольны тем, что в перечень операций технического обслуживания, включающий визуальный осмотр прибора; проверку наличия и целостности пломб; протирку приборов от пыли; контрольное снятие и запись показаний; проверку работоспособности водозапорной арматуры; проверку работы счётного механизм, не входит ремонт счетчика. Кроме того, многие москвичи жалуются, что за несколько лет пользования счётчиками воды, так ни разу и не увидели того, кто захотел бы проверить их работоспособность или хотя бы протереть с них пыль.
В ОЗПП полагают, что указанные действия управляющих компаний входят в противоречие со ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой запрещено связывать приобретение одних услуг обязательной покупкой иных услуг. Заключение договора на обслуживание счётчиков не является обязательным согласно требованиям ГК РФ и Жилищного кодекса РФ (п. 4, п.7 ст. 155, 162 ЖК РФ). Это связано с тем, что обязательные для собственников и нанимателей договоры управления распространяются только на определённый перечень услуг: коммунальные услуги или услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества. Закрытый перечень, в который не входит услуга ТО КПУ, приведён в ст. 154 ЖК РФ.
Эксперты пришли к выводу, что обслуживание счётчиков воды представляет собой регулярное выкачивание из населения денег за услуги, не имеющие никакой потребительской ценности, более того – фактически не предоставляющиеся. По мнению ОЗПП, так как коммунальные службы и Правительство Москвы обязаны работать строго в правовом поле, надзирательные ведомства должны прекратить подобную практику.