В 2011 году доля женщин, назначенных на руководящие посты, составила 38% против 27% сотрудниц, покинувших компанию. Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования, проведённого компанией PwC и Ассоциацией менеджеров в преддверии Международного женского дня.
В 2010 году разрыв был не столь существенным (26% против 30%), а в 2009 году эти доли были равны. Таким образом, тенденция увеличения доли женщин-руководителей в текущем году продолжилась.
Традиционно высокой остаётся доля женщин на таких постах, как главный бухгалтер (91%), директор по персоналу (65%), финансовый директор (49%). Несколько возросла доля женщин на таких ключевых постах, как генеральный директор (13%) и председатель совета директоров (9%).
В рамках опроса 42% компаний заявили, что среди кандидатов, обладающих необходимыми навыками, преобладают женщины. По мнению четверти респондентов, конкурентными преимуществами работающих у них женщин являются большая работоспособность и трудолюбие. Каждый пятый отметил, что женщины готовы работать за меньшее вознаграждение.
Вместе с тем женщины являются более лояльными сотрудниками, чем мужчины: в 40% опрошенных компаний женщины работают дольше, чем мужчины (37% – в 2010 году). Только в 14% предприятий мужчины меняют место работы реже. В половине опрошенных компаний женщины дольше работают на одной и той же позиции, без продвижения по карьерной лестнице (около 43% – в 2010 году).
Как и мужчинам, женщинам для успешного карьерного роста нужны активность и исполнительность. В то же время для дам намного важнее адаптивность. Интересно, что более трети респондентов в качестве препятствия развитию карьеры женщин обозначили меньшую стрессоустойчивость и эмоциональность, а также дискриминацию со стороны коллег-мужчин. Кроме того, повышению женщины мешает недостаточная амбициозность.
Ещё одна интересная тенденция на рынке труда, отмеченная исследователями, – всё в большем числе компаний работающим мамам предоставляется возможность трудиться из дома один или несколько дней в неделю (39% – в 2011 году, 25% – в 2010 году). Только у 9% компаний есть программы адаптации/повышения квалификации женщин, вернувшихся из декретного отпуска. Наиболее распространённым сроком декретного отпуска остаётся срок от 12 до 24 месяцев: более половины сотрудниц не работает от 1 года до 2 лет после рождения ребёнка. При этом единовременную выплату в период отпуска по беременности осуществляют 36% компаний, ежемесячные выплаты – 19% работодателей.