Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий правовые основы создания дорожных фондов.
Предлагается формировать Федеральный дорожный фонд в составе федерального бюджета из 2-х частей: базового объёма бюджетных ассигнований на 2011 г. - 254,1 млрд руб. и прогнозируемого объёма, включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и др. доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения. Также устанавливаются нормативы распределения доходов от указанных акцизов в федеральный бюджет - 28%, в бюджеты субъектов РФ – 72%.
Решение о создании дорожного фонда субъекта РФ принимается отдельным законом не позднее 01.01.2012. Объём дорожного фонда субъекта утверждается в бюджете субъекта РФ в размере не менее прогнозируемого объёма доходов от повышения акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджет субъекта, транспортного налога и др. доходов, определённых в законе субъекта о создании дорожного фонда. Решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда.
Кроме того, предлагается ввести с 01.01.2012 новый вид платежа - плату в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зачисляемую в федеральный бюджет по нормативу 100%. При этом вводятся административные штрафы от 5 до 140 тыс. руб. за невнесение платы, а в случае повторного правонарушения - штраф для юридических лиц может составить от 105 до 343 тыс. руб.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти. Не использованные в текущем финансовом году средства дорожных фондов будут направляться на увеличение их объёма в очередном году.
Формирование расходов федерального бюджета на 2014 г. и последующие годы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, рассчитываемых по установленным нормативам финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, осуществляется исходя из необходимости обеспечения данных расходов в размере 100 %.