Дмитрий Медведев внёс в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Как говорится в сообщении пресс-службы Кремля, законопроект направлен на решение нескольких концептуальных проблем.
Во-первых, в целях повышения эффективности деятельности по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предлагается обязать банки и иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы представлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшим должностным лицам субъектов РФ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (включая справки по операциям, счетам и вкладам) граждан, претендующих на замещение государственных должностей РФ, о должности судьи, государственных должностях субъектов РФ, должностях глав муниципальных образований, муниципальных должностях, замещаемых на постоянной основе, должностях федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов РФ, муниципальной службы, руководящих должностях в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых РФ на основании федерального закона, отдельных должностях, замещаемых на основании трудового договора в организациях, учреждениях и на предприятиях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; лиц, замещающих названные должности; супругов и несовершеннолетних детей указанных граждан.
Во-вторых, на самих госслужащих также возлагаются обязанности ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В отдельные федеральные законы вносятся изменения, направленные на совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы. В частности, уточняются полномочия Минюста России по проведению антикоррупционной экспертизы проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, а также по аккредитации независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Вводится порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упразднёнными органами и организациями.
Кроме того, усиливается ответственность за коррупционные правонарушения. В частности, определяются виды взысканий, которые могут быть применены к государственному гражданскому и муниципальному служащим в связи с совершением ими коррупционных правонарушений, и порядок наложения указанных взысканий. При этом оговаривается, что гражданский служащий может быть уволен с гражданской службы в случаях:
- непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает;
- непринятия гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у другого гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
- непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
- неуведомления гражданским служащим об обращениях к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
- вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.