Президиум Правительства РФ одобрил, предложенный ФАС России, законопроект о внесении изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, основанные на правоприменительной практике.
В частности, планируется сократить перечень безусловных запретов (per se) и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Также предполагается уточнить применение уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения. В законопроекте уточняется понятие запрещённой координации экономической деятельности.
Антимонопольный орган предлагает уточнить требования к согласованным действиям хозяйствующих субъектов. Ожидается, что согласованными действиями будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Кроме того, будет вводиться минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.
«Третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы».
Изменения коснутся и 6 статьи Закона «О защите конкуренции». В частности, цена, сформированная на бирже при соблюдении правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой. ФАС России планирует совершенствовать практику использования ретроспективного метода анализа при определении монопольно высокой цены товара. Также будет использоваться индикатор мировых цен на товар.
Законопроект предусматривает право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединённым.
Поправки в закон предусматривают предоставление антимонопольному органу направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Также законопроект исключит уведомительный контроль за соглашениями финансовых организаций.
Предложенные поправки должны закрепить механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ.
Предлагается также уточнить порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключить обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.
Поправками также предлагается предусмотреть особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства, сообщает пресс-служба ФАС России.