Проект представлен Минфином России. Документ содержит оценку итогов реализации основных направлений налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных в 2010 году, и устанавливает приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики на 2012–2014 годы.
В 2012–2014 годах предлагается совершенствование налоговой системы по следующим направлениям:
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала предусматривает:
- снижение с 2012 года ставок страховых платежей на обязательное социальное страхование до 20% в отношении выплат до 512 тыс. рублей на одного работника для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций. По остальным категориям плательщиков ставки страховых платежей снижаются с 34 до 30 процентов. С выплат, превышающих установленный предел в размере 512 тыс. рублей на одного работника, предусмотрено взимание дополнительного тарифа в размере 7 и 10% соответственно;
- совершенствование амортизационной политики, в частности, с целью уточнения порядка применения амортизационной премии, а также исключения манипуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков;
- расширение льгот и налоговых вычетов при осуществлении социально-значимых расходов и ряд других.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот предполагает проведение инвентаризации и оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, с сохранением на ближайшую перспективу льгот в отношении линейных объектов субъектов естественных монополий.
3. В части акцизного налогообложения предполагается увеличение ставок акцизов на подакцизную табачную и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию. В отношении иных категорий подакцизных товаров предусматривается сохранить ранее установленные ставки акцизов на 2012 и 2013 годы с их индексацией на 10% в 2014 году.
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями будет направлено на реализацию комплекса мер по установлению льготного порядка налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, и также при получении и выплате дивидендов. Кроме того, предусмотрено предоставление дополнительных льгот по НДС в отношении профильной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как отмечается, соответствует мировой практике.
5. В части налога на прибыль организаций предусматривается упрощение порядка учёта для целей налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества.
6. В части налогообложения природных ресурсов предполагается совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли с учётом решений о повышении налоговой нагрузки на газовую отрасль на 150 млрд рублей в 2012 году, в 2013 году – на сумму до 168,3 млрд рублей, и в 2014 году – на сумму до 185,9 млрд рублей с переходом к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от мировой цены на углеводородное сырьё по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ. Кроме того, предусматривается возможность установления ставок налогов в отношении полезных ископаемых в зависимости от их стоимости на мировом рынке, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50%.
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов предусматривает введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей с 2012 года и определяет параметры поэтапной отмены системы налогообложения на основе вмененного дохода в 2012-2014 годах.
8. В части введения налога на недвижимость предполагается введение налога на недвижимость после планируемого завершения в I квартале 2012 года работ по массовой оценке объектов капитального строительства.
9. В части налогового администрирования предусматривается анализ положений законодательства РФ о налогах и сборах с целью выявления и исправления пробелов и неточностей, а также проведение работы по установлению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения.
Указанные меры в среднесрочной перспективе будут ориентированы на увеличение доходов бюджетной системы (главным образом от налогообложения потребления, природной ренты, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества).