Госдума приняла во втором чтении законопроект «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Документ направлен на создание дополнительных условий для реализации конституционного права граждан РФ на получение квалифицированной юридической помощи.
Предусматривается, что государственная бесплатная юридическая помощь (БЮП) будет основана на государственных юридических бюро, создаваемых высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, оказывающих такие услуги самостоятельно или с привлечением адвокатов. Расходы будут возложены на бюджеты субъектов РФ. Государственные юридические бюро и адвокаты будут осуществлять в том числе правовое консультирование в устной/письменной форме в случае назначения, перерасчёта и взыскания пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов, отказа работодателя в заключении трудового договора с нарушением гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.
Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности вправе также привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих БЮП. Определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих БЮП гражданам в рамках государственной системы БЮП, и компенсации их расходов на оказание БЮП относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Негосударственная БЮП будет основана на юридических клиниках (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственных центрах бесплатной юридической помощи, осуществляющих деятельность за счёт собственных средств; негосударственная система БЮП формируется на добровольных началах.
Вводится обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, органов МС осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения.
Расширена категория лиц, имеющих право на получение БЮП, и категория споров, по которым такая помощь может быть оказана. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием БЮП, возлагается на ОГВ РФ, её субъектов и осуществляется за счёт бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Расходы, связанные с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам БЮП с компенсацией их расходов на оказание такой помощи являются расходным обязательством субъектов РФ. Расходы органов МС, связанные с созданием и деятельностью муниципальных юридических бюро, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение БЮП являются расходным обязательством местных бюджетов.
Планируется, что документ вступит в силу с 15 января 2012 г. Государственные юридические бюро, созданные Правительством РФ, подлежат передаче в ведение субъектов РФ до 31.12.2012, их финансирование до передачи будет осуществляться за счёт ассигнований федерального бюджета.
Кроме того, во втором чтении принят законопроект с сопутствующими поправками в действующее законодательство.
Изменения предлагается внести в 7 федеральных законов: Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».