Государственному сектору пора переходить на МСФО

| новости | печать

Международные финансовые учреждения, рейтинговые агентства и общественность в целом – все, кого непосредственно касаются проблемы долгового кризиса и обеспечения финансовой стабильности государства, – во многих странах мира не рассматриваются в качестве основных пользователей финансовой отчётности организаций государственного сектора. К таким выводам пришли эксперты компании «Ernst&Young», которые провели исследование «Towardtransparency: Acomparativestudyonthechallengesofreportingforgovernmentsandpublicbodiesaroundtheworld».

Проведённый в рамках исследования опрос мнений официальных лиц из финансовых ведомств 33 стран показал, что большинство респондентов (84%) отмечают правительство и парламент в качестве основных пользователей финансовой отчётности организаций государственного сектора. Лишь менее трети из них (33%) включили в данный перечень рейтинговые агентства и чуть более трети (39%) – международные финансовые учреждения. Что касается простых граждан, то они были упомянуты лишь половиной респондентов (51%).

Филипп Пёш-Лестрад, руководитель международной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг правительственным и государственным учреждениям, отмечает: «Полученные результаты указывают на то, что многие государства не в достаточной степени эффективно раскрывают информацию о своём финансовом положении. Если при принятии важнейших инвестиционных, законодательных или политических решений внешние пользователи не будут располагать самой актуальной и надёжной информацией, то такая ситуация может негативно отразиться на состоянии мировой экономики в целом. Наученные финансовым кризисом, правительства должны создавать все условия для внедрения механизмов современного управления и реформирования существующих систем ведения бухгалтерского учёта. При этом необходимо принимать более активные меры к снижению обеспокоенности по поводу прозрачности, подотчётности и устойчивости деятельности государственных организаций».

Глобальная унификация требований в области бухгалтерского учёта входит в число мер, к реализации которых призывают страны – члены «Большой двадцатки» и целый ряд других государств для обеспечения стабильности на рынках капитала и создания благоприятных условий для инвесторов. Как показало исследование, национальные стандарты бухгалтерского учёта во многих странах по-прежнему являются уникальными, что крайне затрудняет проведение объективного сравнительного анализа финансового положения таких стран. Значительное большинство стран руководствуются собственными стандартами бухгалтерского учёта и отчётности, поэтому многие из них не в состоянии сравнить уровень эффективности собственного правительства с уровнем эффективности правительств других государств.

В исследовании была отмечена чёткая тенденция в направлении применения МСФО или стандартов, разработанных на их основе. При этом, судя по имеющимся данным, многие страны создают излишние барьеры на пути к прозрачности, не позволяющие международным инвесторам оценить их инвестиционную привлекательность в сравнении с другими странами.