Минэкономразвития опубликовало законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности».
Основной задачей законопроекта является создание правовой базы для деятельности по взысканию просроченной задолженности. Документом определяются понятия «деятельность по взысканию просроченной задолженности», а также лица, осуществляющего профессиональную деятельность по взысканию просроченной задолженности - профессионального взыскателя. В соответствии с законопроектом, это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо любой организационно-правовой формы, за исключением государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, производственного или потребительского кооператива, специализирующееся на взыскании просроченной задолженности на профессиональной основе, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций профессиональных взыскателей.
Определяются также полномочия и порядок взыскания просроченной задолженности; основные условия гражданско-правовых отношений между кредиторами и взыскателями; требования к профессиональным взыскателям; механизмы защиты должников, кредиторов и третьих лиц от возможного причинения им убытков в ходе осуществления коллекторской деятельности.
Предлагается установить, что деятельность по взысканию просроченной задолженности может распространяться на различные периоды от стадии досудебного взыскания до стадии исполнительного производства. При этом деятельность взыскателя не заменяет действия судебного пристава-исполнителя.
Для профессиональных взыскателей предусматриваются дополнительные требования. В частности, они должны быть участниками саморегулируемых организаций коллекторов, разрабатывающих и утверждающих стандарты взыскания для членов СРО.
Кроме того, профессиональные взыскатели должны страховать свою ответственность. При этом объектом страхования ответственности согласно законопроекту являются имущественные интересы профессионального взыскателя, связанные с его обязанностью возместить убытки кредитору, должнику и (или) иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением взыскателем требований законодательства РФ, правил и стандартов деятельности по взысканию просроченной задолженности. Предполагается, что размер страховой суммы по договору страхования ответственности не должен быть менее 2 млн руб. в год.
Так, для решения проблемы установления механизмов защиты должников, кредиторов и третьих лиц от возможного причинения им убытков в ходе осуществления коллекторской деятельности законопроектом предусмотрено страхование профессиональной ответственности субъектов коллекторской деятельности, компенсационный фонд СРО, а также компенсация, которую должник вправе потребовать от взыскателя в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Размер компенсации определяется судом в пределах от 1 тыс. до 100 тыс. руб., в зависимости от характера нарушения.
Профессиональным взыскателям предоставляется право запрашивать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, Центральном банке РФ, предприятиях, учреждениях и организациях информацию, необходимую для обеспечения погашения должником просроченной задолженности. Сведения могут касаться, в частности, местонахождения должника, платёжеспособности, наличия принадлежащего должнику движимого или недвижимого имущества, иной информации, за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну. Запрос информации осуществляется в письменной форме. В запросе должны быть указаны сведения о кредиторе (полное и сокращённое наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН, контактный телефон – для юридических лиц, фамилия, имя, отчество, место жительства, контактный телефон – для физических лиц). К запросу заявитель должен приложить документы, подтверждающие его статус в качестве профессионального взыскателя.
Кроме того, подготовлены поправки в действующее законодательство в связи с принятием данного закона.
В частности, поправки уточняют режим банковской тайны для целей осуществления взыскания просроченной задолженности. Кроме того, вносятся изменения в Закон «О персональных данных», расширяющие перечень случаев, когда не требуется согласие субъекта на обработку его персональных данных.