Налогоплательщики предпочитают решать налоговые споры, не доводя их до суда, свидетельствуют данные ФНС России.
По данным ведомства, в 2011 г. в налоговые органы России поступило 54 676 жалоб налогоплательщиков, что на 9% меньше по сравнению с 2010 г. (поступило 60 267 жалоб).
В 2011 г. налоговыми органами России рассмотрено 48 708 жалоб, что на 11% меньше по сравнению с 2010 г. (рассмотрено 54 677 жалоб). Одновременно с сокращением количества поступивших жалоб в 2011 году уменьшилась сумма требований налоговых органов, оспариваемая налогоплательщиками по жалобам. Так, в 2011 г. оспариваемая налогоплательщиками сумма заявленных требований по жалобам в размере 322 млрд руб. сократилась на 26% (в 2010 г. оспариваемая сумма составила 435 млрд руб.).
В 2011 г. 41% жалоб налогоплательщиков были удовлетворены. 25% от общей суммы заявленных требований налогоплательщиков признаны обоснованными (в 2011 г. сумма удовлетворённых требований налогоплательщиков составила 79 млрд руб., что на 21,5% больше, чем в 2010 г.).
В 2011 г. количество судебных дел по сравнению с 2010 г. уменьшилось на 20,5% (на 881 399 дел).
В том числе в отношении юридических лиц количество судебных дел уменьшилось на 18% (в 2010 г. количество дел составляло 74 439, в 2011 г. – 61 387), в отношении индивидуальных предпринимателей – на 12,5% (в 2010 г. количество дел составляло 7 088, в 2011 г. – 6 201).
Соотношение сумм требований, удовлетворённых в пользу налоговых органов в 2011 г., к общей сумме заявленных требований составила 64,5% (сумма удовлетворённых в пользу налоговых органов требований составила 211 950 471 тыс. руб.), что на 20,4% выше показателя предыдущего года (в 2010 г. этот показатель составил 172 385 692 тыс. руб.).
По спорам с юридическими лицами указанное соотношение составило 63,3% (сумма удовлетворённых в пользу налоговых органов требований составила 188 797 557 тыс. руб. из общей суммы рассмотренных требований – 298 490 000 тыс. руб.), что на 22,3% выше показателя за 2010 г.