Во исполнение поручения Президента Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) подготовила законопроект «О федеральной контрактной системе».
Положения законопроекта регламентируют отношения на всех стадиях размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов, говорится в сообщении ведомства.
Предусмотренный законопроектом подход к совершенствованию системы госзаказа является эволюционным и сохраняющим сформированное единое экономическое пространство на территории РФ. Целостность системы размещения заказов также обеспечивается преемственностью принятых в развитие Закона 94-ФЗ более 30 подзаконных актов Правительства РФ.
Кроме того, важным преимуществом этого подхода является сохранение судебной практики, сформированной за последние годы, а также отсутствие необходимости проводить переобучение более 1 млн специалистов в сфере госзаказа.
Напомним, что ранее Минэкономразвития разработало свой законопроект о ФКС, однако не смогло согласовать документ с ФАС. В частности, разногласия возникли по поводу ввода в действия закона о ФКС и отмены закона о госзакупках, а также по поводу расширения способов размещения контракта. В результате законопроект Минэкономразвития был отправлен на доработку.
Проект ФАС, в частности, предусматривает систему планирования с размещением в Интернете планов-графиков заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Внесение изменений в план-график размещения заказов допускается при изменении размера денежных средств, выделяемых заказчику; изменении потребности заказчика в товарах (работах, услугах), в том числе в части сроков их поставки; при повторном размещении заказов, в том числе в связи с расторжением контрактов; а также в случае размещения новых заказов за счёт полученной экономии от размещения прежних заказов.
В целях повышения профессионализма заказчиков и получения качественной продукции предлагается создать систему уполномоченных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Также в Интернете будут размещаться типовые условия контрактов и требования к продукции, в том числе инновационные, обязательные для использования заказчиками и уполномоченными органами. На региональном и муниципальном уровнях эти типовые документы могут быть дополнены.
Кроме того, регламентируются вопросы установления начальных (максимальных) цен контрактов, которые должны формироваться с разбивкой на виды продукции, входящие в предмет контракта, и на этапы исполнения (если контракт выполняется в несколько этапов). Введена ответственность конкретного должностного лица за утверждение документации, обосновывающей начальную цену контракта.
Законопроект предусматривает защитные меры от некачественного исполнения контракта при значительном снижении цены. В случае снижения цены контракта на торгах более чем на 30% размер обеспечения исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза.
В целях создания для заказчика быстрой процедуры размещения заказов и снижения уровня коррупции запрос котировок в законопроекте заменяется процедурой короткого электронного аукциона (извещение размещается за 4 рабочих дня до электронного аукциона), позволяющей заказчику проводить закупки с начальной (максимальной) ценой контракта до 7 млн руб. Вначале проводится электронный аукцион, потом допуск участников по первым и вторым частям заявок.
Законопроект устанавливает особенности проведения конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ, дополнительно регламентирует вопросы формирования лотов при закупках лекарственных средств.
Введены дополнительные особенности размещения заказов на целый ряд услуг - почтовой связи (услуги по доставке почтовых отправлений), медицинские, гостиничные, агентские, комиссионные; услуги по перевозке грузов и пассажиров, проведению оценок и экспертиз, изготовлению избирательных бюллетеней и специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов и референдумов; услуги питания, услуги переводчиков.
Законопроект запрещает устанавливать ограничения по привлечению исполнителем контракта субподрядчиков (соисполнителей), за исключением контрактов на выполнение научно-исследовательских работ.
Проводить анализ размещения заказов и исполнения контрактов будут уполномоченные органы на всех уровнях власти, а также Минфин, Минэкономразвития, ФАС и Рособоронзаказ. Доклады по результатам анализа ежегодно будут направляться в Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти регионов и муниципалитетов.
В реестр недобросовестных поставщиков (РНП) предлагается включать сведения не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, управляющем соответствующим юридическим лицом.
Предусмотрено также ведение реестра добросовестных поставщиков. Предприниматели, которые успешно работают в сфере госзаказа, представляют обеспечение заявок на участие в торгах и обеспечение исполнения контракта в сниженном размере. Размер такого снижения, а также условия включения в реестр добросовестных поставщиков устанавливаются Правительством РФ.
Для обеих сторон предусматривается возможность быстрого расторжения контрактов (в течение 10 дней) через специальную административную процедуру на основании решений межведомственной комиссии. По результатам расторжения контракта взыскиваются штрафные санкции, а виновная сторона возмещает ущерб.
Кроме того, планируется внести поправки в КоАП, предусматривающие дисквалификацию должностного лица заказчика по решению суда, если при закупках на сумму свыше 300 млн руб. заказчик в течение года дважды допустил такие нарушения, как неправильный выбор способа закупки, неразмещение информации на официальном сайте и изменение условий контракта.
Кроме того, установлена ответственность за невзыскание заказчиками финансового обеспечения и штрафов в случае нарушения поставщиками обязательств по контрактам, нарушение порядка планирования размещения заказов и нарушение сроков оплаты по контракту.