Эксперты Аналитического департамента НОМОС-БАНКа приводят следующие характеристики трёх крупнейших операторов сотовой связи в России:
МТС снизили свою долю на рынке в IV квартале 2011 г. на 0,4 п.п. в ответ на «охлаждение пыла» других игроков. Однако по результатам всего года компания осталась крупнейшим оператором сотовой связи в России с более 70 млн сим-карт и долей рынка около 31%. Второе место у Мегафона (27% рынка и 62 млн сим-карт). Вымпелком на третьем месте с 25% рынка и 57 млн сим-карт.
Вымпелком также «сбавил обороты» в погоне за новыми абонентами: за год его абонентская база выросла на 10%, а в IV квартале только на 0,7%. Многие игроки на рынке связывают начало «борьбы» за новых абонентов (коих по определению не могло быть много, поскольку уровень проникновения услуг сотовой связи в России давно перешагнул рубеж в 100 и более процентов) именно с попытками Вымпелкома «вернуть» свою долю на рынке.
Единственная компания, которая продолжала агрессивно расти и в IV квартале, и в течение всего года, — Мегафон. Его доля в новых подключениях в прошлом году составила почти 60%. Однако этот рост, по мнению аналитиков банка, несколько иного качества, чем у Вымпелкома. Его главным источником, скорее всего, является приток абонентов мобильного интернета, а не «малобюджетных» пользователей голосовой связи, находящихся в поиске наиболее дешёвых тарифов.
Эксперты делают вывод, что в 2012 г. главный акцент в деятельности «большой тройки» может переместиться с «покупки» абонентов в область новых маркетинговых предложений.
Статистика российского рынка сотовой связи в 2010-2011 гг., млн сим-карт
|
Количество абонентов, млн |
Доля рынка, % |
Доля в новых подключениях, % | ||||
|
2010 г. |
2011 г. |
Год к году, % |
2010 г. |
2011 г. |
Год к году, п.п. |
2011 г. |
МТС |
71,4 |
70 |
–2,1 |
32,6 |
30,7 |
–1,9 |
–17,6 |
Вымпелком |
52 |
57,2 |
10 |
23,7 |
25,1 |
1,4 |
61,7 |
Мегафон |
56,6 |
61,6 |
8,9 |
25,8 |
27,1 |
1,2 |
59,5 |
Tele 2 |
18,8 |
20,6 |
9,9 |
8,6 |
9,1 |
0,5 |
22,1 |
Прочие |
20,3 |
18,2 |
–10,6 |
9,3 |
8 |
–1,3 |
–25,6 |
Итого, Россия |
219,2 |
227,6 |
3,9 |
100 |
100 |
|
100 |
Уровень проникновения, % |
151 |
157 |
6 п.п. |
|
|
|
|
Источник: AC&M Consulting, оценки Аналитического департамента НОМОС-БАНКа