Рынок сотовой связи показывает признаки стабилизации

| новости | печать
Сотовые операторы «большой тройки», похоже, осознали бессмысленность политики привлечения абонентов любой ценой, а значит, 2012 г. может быть более спокойным в плане влияния на рентабельность компаний. Такой вывод сделали аналитики НОМОС-БАНКа на основе статистики рынка сотовой связи за 2011 г.

Эксперты Аналитического департамента НОМОС-БАНКа приводят следующие характеристики трёх крупнейших операторов сотовой связи в России:

МТС снизили свою долю на рынке в IV квартале 2011 г. на 0,4 п.п. в ответ на «охлаждение пыла» других игроков. Однако по результатам всего года компания осталась крупнейшим оператором сотовой связи в России с более 70 млн сим-карт и долей рынка около 31%. Второе место у Мегафона (27% рынка и 62 млн сим-карт). Вымпелком на третьем месте с 25% рынка и 57 млн сим-карт.

Вымпелком также «сбавил обороты» в погоне за новыми абонентами: за год его абонентская база выросла на 10%, а в IV квартале только на 0,7%. Многие игроки на рынке связывают начало «борьбы» за новых абонентов (коих по определению не могло быть много, поскольку уровень проникновения услуг сотовой связи в России давно перешагнул рубеж в 100 и более процентов) именно с попытками Вымпелкома «вернуть» свою долю на рынке.

Единственная компания, которая продолжала агрессивно расти и в IV квартале, и в течение всего года, — Мегафон. Его доля в новых подключениях в прошлом году составила почти 60%. Однако этот рост, по мнению аналитиков банка, несколько иного качества, чем у Вымпелкома. Его главным источником, скорее всего, является приток абонентов мобильного интернета, а не «малобюджетных» пользователей голосовой связи, находящихся в поиске наиболее дешёвых тарифов.

Эксперты делают вывод, что в 2012 г. главный акцент в деятельности «большой тройки» может переместиться с «покупки» абонентов в область новых маркетинговых предложений.

Статистика российского рынка сотовой связи в 2010-2011 гг., млн сим-карт


Количество абонентов, млн

Доля рынка, %

Доля в новых подключениях, %


2010 г.

2011 г.

Год к году, %

2010 г.

2011 г.

Год к году, п.п.

2011 г.

МТС

71,4

70

–2,1

32,6

30,7

–1,9

–17,6

Вымпелком

52

57,2

10

23,7

25,1

1,4

61,7

Мегафон

56,6

61,6

8,9

25,8

27,1

1,2

59,5

Tele 2

18,8

20,6

9,9

8,6

9,1

0,5

22,1

Прочие

20,3

18,2

–10,6

9,3

8

–1,3

–25,6

Итого, Россия

219,2

227,6

3,9

100

100


100

Уровень проникновения, %

151

157

6 п.п.





Источник: AC&M Consulting, оценки Аналитического департамента НОМОС-БАНКа