Темп роста рынка легковушек может замедлиться в восемь раз

| новости | печать

Прошедшая 21 февраля в Москве конференция «Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы» выявила не самые оптимистичные прогнозы экспертов на рост российского рынка легковых автомобилей в 2012 г. Аналитическое агентство АВТОСТАТ сообщило, что, по оценке участвовавших в ней маркетологов, он вырастет в этом году не более чем на 5%. Это в восемь раз меньше прошлогоднего прироста. Но на более отдалённую перспективу эксперты дают бодрые прогнозы.

Сильное торможение роста авторынка после завершения госпрограмм утилизации старых легковушек и субсидирования автокредитования будет естественным. На это указывает опыт других стран, ранее России реализовавших такие программы. Более того, в ряде случаев речь идёт даже не о сильном замедлении роста, а о сокращении рынка.

АВТОСТАТ ссылается на директора по маркетингу Ford Sollers Валерия Тараканова, по словам которого, опыт европейских стран, где проводились программы утилизации, показал, что эко-бонусы «оттягивали» до 50% коммерческих продаж в будущем. А директор по маркетингу и поддержке продаж GM DAT CIS Александр Мигаль считает, что уже в апреле российский авторынок может показать падение, поскольку именно в этом месяце прошлого года начался бум продаж.

Если АВТОСТАТ правильно передал заявление последнего, то оно требует уточнения. Бум продаж легковых авто начался не в апреле прошлого года, а в апреле 2010-го — после запуска в марте утилизационной программы. Тогда, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, после мартовского падения рынка в годовом сопоставлении на 7% в апреле он впервые после кризисного обвала показал рост сразу на 20%. В апреле же прошлого года, прежде всего, в силу высокой сравнительной базы темп роста продаж автомобилей, наоборот, резко замедлился — с 77 до 42% — и в дальнейшем относительно плавно продолжил торможение.

Поэтому сокращения рынка можно ожидать и раньше апреля. Хотя прошлый январь к пессимизму пока не располагает — на высокой базе начала 2011 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по информации Комитета автопроизводителей АЕБ, выросли на 20%. А если опять вернуться к опыту других стран, то, с учётом выше названных факторов, рост рынка на 5% — не такой уж плохой прогноз.

Из приятного: вступление России в ВТО и последующее за этим снижение пошлин на импорт новых иномарок, по мнению экспертов, существенного влияния на состояние российского авторынка не окажет. «Разве что в сегменте импортных иномарок перед вступлением России в ВТО можно ожидать снижения спроса, когда покупатели будут ждать снижения пошлин и соответствующего снижения цен», – цитирует АВТОСТАТ начальника отдела планирования продаж и маркетинговой стратегии «Тойота Мотор» Бориса Саленко.

По поводу долгосрочного развития российского авторынка эксперты уверены, что в течение 3-5 лет наша страна сможет обогнать Германию и стать лидером по автопродажам в Европе. Правда, одни называют «потолок» в 3 млн машин в год, другие — до 5 млн при условии развития дорожной инфраструктуры.