В январе месяце мы опубликовали полностью наш отчёт, без изъятий на сайте Счётной палаты (…) Позволю себе пройтись по некоторым цифрам. В прошлом году мы провели 370 контрольных мероприятий, в том числе 3 – по обращениям Президента (…), 33 – по поручениям Государственной Думы. Порядка 40 было обращений депутатов, ни одно мы не обошли (…).
Также в прошлом годы мы провели 131 экспертно-аналитическое мероприятие, это наиболее сложный аспект работы Счётной палаты. Ряд наших проверок имел достаточно широкий резонанс. Достаточно напомнить о проверках транспортного комплекса Москвы, мы впервые вообще-то Москву посмотрели, Банка Москвы, Фонда содействия развитию ЖКХ, аэропортов Домодедово, Шереметьево, использование лесного фонда, который, по сути дела, утрачен, к сожалению, в Ленинградской области, гособоронзаказа (…).
Цифра 718 млрд выявленных финансовых нарушений, она очень активно обсуждалась всеми в ходе предвыборной кампании. Сразу хочу пояснить, откуда такая цифра и почему она на много больше, чем в прошлые года. В какой-то степени это связано с улучшением нашей работы и взаимодействия особенно со следственным комитетом, ФСБ, МВД и контрольным управлением Президента. Тему госзакупок мы «капнули» по всей стране, и большая часть финансовых нарушений (…) связана с этой сферой деятельности, она наиболее бюджетоёмкая. Но также достаточно большие финансовые нарушения были допущены в транспортном комплексе Москвы, общий объём 215 млрд руб., в том числе нарушения при осуществлении госзакупок. Также мы наблюдаем серьёзные нарушения в организации ФЦП, которые направлены на развитие транспортной системы по всей стране, это 242 млрд руб.; системе ЖКХ, общий объём нарушений 33 млрд руб., а также Минобороны, гособоронзаказа, как я уже говорил, 19,5 млрд руб. Это только то, что выявила в своих проверках Счётная палата (…).
Значительные нарушения были выявлены по результатам проверок строительства дорог и строительства жилья для военнослужащих. Я должен отметить, что впервые за многие годы, движение с точки зрения обеспечения жильём военнослужащих сделано очень значительное, я это сам, как бывший военнослужащий могу сказать. И сегодня практически вопрос решения проблемы жилья для военнослужащих решён, за исключением служебного жилья. В 2013 г. есть основания полагать, что и проблема служебного жилья для военнослужащих в России будет решена. Правда, остаётся большая проблема служебного жилья для сотрудников органов внутренних дел, это тема отдельного исследования и нашей проверки.
В органы прокуратуры и другие правоохранительные органы мы направили 176 материалов. Тема борьбы с коррупцией и результативности наших материалов тоже была достаточно активная. Так вот я хочу отметить, что по итогам нашей проверки, было возбуждено 72 уголовных дела, по другим материалам идёт доследственная проверка. Из всех 176 материалов, это впервые было в прошлом году, ни одного материала нам не вернули. Это значит качественно были подготовлены и направлены материалы в правоохранительные органы (…). Всего было наложено по нашим материалам 762 административных взыскания, в том числе на достаточно высокий ранг чиновников, уровней заместителя министра, начальников департаментов (…).
Счётная палата также проявляет активное участие в реализации национального плана противодействия коррупции (…) Мы единственная Счётная палата в мире, где работают действующие сотрудники ФСБ. Я не буду от вас скрывать, 25 сотрудников сегодня прикомандированы работать в Счётной палате. Решают две задачи: первое – это антикорупционная работа внутри нашего коллектива и второе – это активное взаимодействие и проведение наших материалов в правоохранительные органы и даже создание совместных оперативно-следственных групп.
Важным инструментом в нашей работе является также и аудит эффективности. Это наиболее сложная форма аудита, 6-7 лет назад её вообще не было в практике работы высшего органа финансового контроля нашей страны, хотя европейские палаты им руководствовались уже порядка 20 лет. Мы провели с такой формой аудита 16 мероприятий. Среди которых я бы выделил аудит эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестпрограмм в Газпроме, Роснефти, РЖД, Аэрофлоте, Росатоме, Связьинвесте (…) Практически во всех госкомпаниях были выявлены одни и те же недостатки: отсутствие чётких критериев эффективности использования бюджетных средств, значительные объёмы незавершёнки и размещение заказов у аффилированных структур без проведения тендеров. Это, кстати, прямое воровство, по сути дела. И недостаточно активное участие в инновационных проектах, о которых сегодня много говорится.
В прошлом году мы так же продолжили работу по внедрению в нашу деятельность такого нового вида госконтроля, как стратегический аудит. Его главной задачей является комплексная оценка реализуемости проектов, программ с учётом имеющихся ресурсов и существующих рисков (…).
Важнейшим направлением нашей деятельности остаётся совершенствование бюджетно-финансового законодательства и прежде всего экспертиза законопроектов о бюджете на следующий бюджетный цикл. В этом плане я предлагаю уже сейчас приступить к законодательной работе, тем более, что есть достаточно тревожная тенденция (…). По итогам двух месяцев (январь - февраль) мы имеем уже дефицит федерального бюджета в порядке 1,5% (…). Очень высокие социальные обязательства, взятые руководством страны, которые обязательно должны быть выполнены, потребуют серьёзного анализа эффективности бюджетной политики страны и особенно при формировании бюджета 2013 г. (…).
Одной из проблем является совокупный внешний долг. Так, по итогам минувшего года он увеличился на 10%, корпоративный долг, не только государственный долг, и составил 539 млрд долл., превысив более чем на 40 млрд объём международных резервов. Пока не утверждён порядок, который регулирует внешние заимствования компаний с государственным участием. Кризис недавний 2008 года показал, насколько это опасно может быть для экономики нашей страны.
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к увеличению неритмичности финансирования расходов. В 2009 г. в 4 квартале 33% общий объём расходов был, в 2010 – 33,8%, в 2011 – уже 35,2%. При этом общие расходы федерального бюджета в отношении к законодательно установленному уровню были недовыполнены на 181 млрд руб. Характерно, что наибольший уровень неисполнения имел место по разделу «национальная экономика». В том числе не были исполнены в полном объёме расходы на модернизацию экономики. Заявленная позиция модернизации, инновационное развитие – а недофинансирование именно по этим позициям является наибольшим (…).