Анализ финансово-экономической деятельности около 4 тыс. организаций розничной торговли, участвовавших в конъюнктурном опросе, проведённом Росстатом в I квартале 2012 г., позволил учёным Центра конъюнктурных исследований ВШЭ констатировать, что инерционное влияние совокупности факторов, сформировавшихся в отрасли в течение 2011 г., не позволило пока преодолеть отрицательную динамику, характерную для многих показателей.
Вместе с тем, вопреки осторожным прогнозным оценкам, данным предпринимателями в IV квартале 2011 г., анализируемый период, прежде всего, с точки зрения проявленной активности всех участников рынка, отличился более «деловым» характером. Прежде всего, данная тенденция выразилась в дальнейшем укреплении положительной динамики основного результирующего индикатора исследования – индекса предпринимательской уверенности, значение которого продолжило рост, а также снижении интенсивности темпов сокращения большинства других показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли.
По всей видимости, посткризисная реальность, в которой приходится восстанавливаться и развиваться ритейлерам, от квартала к кварталу заставляет их более эффективно справляться с конъюнктурными напряжённостями, закладывать более широкий диапазон рисков и чётко фокусироваться на главном участнике рыночных отношений – потребителе, являющемся одним из первостепенных залогов формирования восходящего и устойчивого тренда розничной торговли.
Таким образом, не теряя оптимизма и сохраняя определённую уверенность относительно перспектив развития своего бизнеса, предприниматели вступили в новый сезон, демонстрируя готовность уже во II квартале 2012 г. добиться не только более высоких результатов по сравнению с началом года, но и перекрыть негативную динамику прошлых периодов.
Сопоставляя результаты I квартала 2012 г. с IV кварталом 2011 г., можно с уверенностью констатировать, что большинство достигнутых текущих значений показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли, превосходят результаты предшествующего опроса. Так, на фоне ослабления темпов сокращения товарооборота и объёма продаж сектор характеризовался положительной динамикой заказов на поставку товаров. Обращает на себя внимание и набирающая оборот активизация потребительского спроса в непродовольственной сфере. По мнению предпринимателей, в I квартале в структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля объёмов продаж непродовольственных товаров превосходила продовольствие и характеризовалась положительной динамикой.
К важному сигналу зафиксированных и ожидаемых улучшений вышеуказанных показателей следует отнести проводимое в большинстве торговых организациях активное насыщение номенклатурных позиций в ассортиментной линейке.
Ассортиментная политика предпринимателей основывалась на совокупном предложении потребителям как отечественных, так и зарубежных товаров. Результатами исследования выявлено, что в I квартале 2012 г. средняя доля импортной продукции в общем объёме оборота розничной торговли составила 32%. В большей степени данная тенденция прослеживалась для групп товаров непродовольственного назначения. Так, средняя доля непродовольственных товаров импортного происхождения относительно продовольствия была превалирующей и составляла 45 против 23% соответственно.
Необходимо отметить, что возрастание активности деловой конъюнктуры по сравнению с IV кварталом способствовало некоторому усилению конкурентоспособности торговых фирм, что выразилось в увеличении доли предпринимателей, отмечавших укрепление своих конкурентных преимуществ. Кроме того, по итогам анализируемого периода более трети руководителей сообщили об улучшении конкурентной среды.
Положительной динамикой характеризовалась в анализируемом периоде и инвестиционная составляющая розничных фирм. Желание развиваться, а соответственно максимально повышать оперативность реагирования на вызовы конкурентной среды, руководители торговых организаций реализовывали с помощью направлений, в которые вкладывали имеющиеся финансовые ресурсы. Согласно результатам исследования, в I квартале 2012 г. к преобладающим видам развития бизнеса для большинства организаций, участвовавших в опросе, относились меры, направленные на рекламные компании (39% респондентов), модернизацию и обновление оборудования, а также изучение спроса (27% соответственно).
Вследствие зафиксированных воздействий на отрасль внутренних и внешних регуляторов в I квартале 2012 г. отмечалось ускорение темпов роста индекса предпринимательской уверенности. Значение указанного индекса увеличилось по сравнению с IV-м кварталом на 2 п. п. и составило +8%.