Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
По поручению фракции КПРФ разрешите обратить ваше внимание на ситуацию, которая складывается в связи с принятым в 2006 году Федеральным законом № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», которым с 1 января 2013 года предусмотрен перевод всех розничных рынков исключительно в капитальные здания, строения и сооружения.
Мы ещё не забыли 90-е годы, когда огромное количество людей в нашей стране осталось без работы. Фактически другого выхода, как идти торговать, у них не было. Они смогли найти свою нишу, помогли выжить стране, спасли от бескормицы свои семьи. Теперь, спустя 20 лет, их вновь оставляют без работы. В масштабах страны число безработных может увеличиться на сотни тысяч человек. Можно только предполагать, как это усилит социальную напряжённость в стране и повысит риски социального негодования граждан.
Уважаемые коллеги! Почти все из нас были во многих странах мира, и вы знаете, что во всех высокоразвитых государствах существуют рынки под открытым небом. Они есть и в Париже, и в Лондоне, и в Нью-Йорке.
Мы должны понимать, что розничные рынки – это единственное место, где сельхозпроизводители могут сбывать свою продукцию без посредников. Уничтожая рынки, мы лишаем наших дачников, владельцев приусадебных участков и фермеров возможности сбыта своей продукции. А как показал недавний визит руководителя нашей партии Г.А. Зюганова в подмосковный совхоз им. Ленина, эта проблема касается и крупных товаропроизводителей.
Неужели кто-то наивно полагает, что наши крестьяне смогут сдать свою продукцию в торговые сети? Или наших дачников с выращенным урожаем огурцов и помидоров примут к себе торговые центры?
Одновременно надо понимать, что строительство крытых рынков в небольших районных центрах просто невозможно, в силу их нерентабельности. Строительство и обслуживание капитальных зданий требует значительных затрат, связанных с отоплением, освещением и т.д. Поэтому бизнесу строить рынки невыгодно, а местные бюджеты не в состоянии взять на себя эти затраты. К тому же в большинстве райцентров розничные рынки работают один раз в неделю. Кто же будет строить капитальное строение для рынка на один день в неделю?
Очевидно, что строительство зданий для рынков и их эксплуатация приведёт к увеличению расходов предпринимателей, связанных с арендой помещений. Дополнительные расходы повлекут за собой повышение розничной цены на экологически чистые продукты. Это приведёт к тому, что цена на зарубежные продукты аналогичного сегмента будет существенно ниже. Ни о каком здоровье нации тогда не может идти речь.
Следует отметить, что закон о розничных рынках в действующей редакции и напрямую, и косвенно лоббирует интересы сетевых компаний, которые в большинстве своём имеют иностранное происхождение (Франция, Германия, Турция). В то же время весь цивилизованный мир жёстко ограничивает сетевую торговлю. Но на российском рынке складывается тенденция к развитию сетевой экспансии и искусственного поглощения открытого рыночного формата торговли. 1 января 2013 года после полного вступления в силу закона крестьянину некуда будет идти. В системе сетевой торговли его никто не ждёт. И мы не должны принятием административных мер решать проблемы сетевиков, создавая им преимущества на рынке.
После принятия вышеуказанного закона появилось огромное количество обращений, как со стороны предпринимателей, так и потребителей. Только в моей Пензенской области прокатилась волна митингов по данному поводу. Если не принять во внимание эти обращения, доверие к власти со стороны этих людей будет серьёзно подорвано, потому что создаются условия, не улучшающие уровень жизни населения, а только ухудшающие. При этом мнение самого населения не учитывается.
Справедливости ради следует отметить, что 271 Федеральный закон в целом упорядочил торговлю на розничных рынках, сделал её прозрачной и открытой, обеспечил свободный доступ на рынки сельхозпроизводителей. Но нормы данного закона о переводе розничных рынков в капитальные здания являются сильным перекосом, который нам нужно устранить.
Переходные положения о сроках перевода рынков в капитальные строения, по мнению нашей фракции, необходимо как максимум - отменить, как минимум – передать его на усмотрение субъектов РФ, так как экономическая ситуация в каждом регионе неодинакова и необходим дифференцированный подход с учётом всех особенностей.