Федеральная налоговая служба выработала новую концепцию развития и дальнейшего совершенствования методов досудебного урегулирования споров.
Одним из предлагаемых ФНС России изменений является введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Также службой предлагается изменить срок на подачу апелляционных жалоб – до одного месяца. Это позволит налогоплательщику более качественно и мотивированно подготовить апелляционную жалобу.
Об этом рассказал заместитель руководителя ФНС России С. Аракелов.
Дополнительной гарантией устранения нарушенных прав и законных интересов для граждан и юридических лиц является увеличение срока подачи жалобы с трёх месяцев до одного года. При этом срок для обращения в суд исчисляется с даты, когда лицо узнало о результатах рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
Служба предлагает ввести дополнительную возможность для налогоплательщиков обратиться с жалобой в ФНС России. Так, например, в случае несогласия с решением Управления по налогам и сборам по результатам рассмотрения жалобы при наличии достаточных оснований в течение одного месяца можно обратиться в ФНС России. Данный вид жалобы не является обязательным.
Таким образом, предлагается реализовать двухуровневую систему обжалования.
Кроме того, предлагается ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на акты ненормативного характера (за исключением решений о привлечении и об отказе в привлечении к налоговой ответственности), а также на действия и бездействия их должностных лиц – 15 дней. В настоящий момент этот срок составляет один месяц.
По данным ФНС, анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 г. показал, что количество жалоб ежегодно снижается в среднем на 10%. Количество налоговых споров ежегодно снижается на 15-20%.