Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил о внесении в Госдуму поправок в Гражданский кодекс РФ. Изменения вносятся в части 1, 3 (за исключением раздела «Наследственное право») и 4, а также в некоторые главы части 2 (так называемые финансовые сделки).
Предполагается, что поправки вступят в силу по истечении переходного периода. Перерегистрация ранее созданных юридических лиц и переоформление прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется. При регистрации вносимых в связи с принятием документа изменений в учредительные документы юридических лиц не будет взиматься государственная пошлина, говорится в пояснительной записке к документу.
В частности предлагается закрепить принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
Предлагается установить основополагающие правила, по которым должна осуществляться государственная регистрация прав на имущество. В целях устранения дублирования регистрационных действий исключается государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом.
При этом предлагается строить систему регистрации прав при непосредственном участии нотариусов, которые привлекаются как к оформлению сделки, так и к передаче документов в регистрирующий орган. Они должны будут оказать клиенту комплекс услуг, в том числе передать его документы на регистрацию, получить их после регистрации и вручить клиенту.
В составе недвижимого имущества отдельно предлагается выделить такие объекты как жилые и нежилые помещения. Вводится важный признак помещения как самостоятельного объекта гражданских прав – то что данный объект получает существование только после его выделения в составе здания в установленном порядке.
Предлагается также закрепить принцип единого объекта недвижимого имущества. Данный принцип означает, что земельный участок и стоящее на нём здание образуют одно целое по меньшей мере в тех случаях, если они принадлежат одному лицу.
Кроме того, устанавливается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Предусматривается также повышение требования к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц и усиление имущественной ответственности их органов.
Законодатели решили отказаться от неоправдавших себя закрытых акционерных обществ и обществ с дополнительной ответственностью. Вместо них вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ. Статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, так как затрагивает интересы большего числа акционеров.
Кроме того, в проект включены правила об аффилированности. Согласно проекту, наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами.