Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поговорить о тех людях, благодаря труду которых мы с вами каждое утро начинаем с чашечки душистого чая и хрустящей булочки. Да, вы совершенно правильно подумали. Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые живут на селе, о наших селянах.
Думаю, никто из присутствующих со мной не будет оспаривать тот факт, что, начиная с 2000 года, в сельском хозяйстве наступил переломный момент. Был принят Нацпроект по развитию сельского хозяйства - затем трансформировавшийся в Госпрограмму развития села до 2012 года. Сегодня разрабатывается программа до 2020 г. О сельском хозяйстве перестали говорить как о чёрной дыре. В АПК наконец-то пошли инвестиции, а это около 355 млрд рублей только в прошлом году.
Надо отметить, что и сельское хозяйство с благодарностью отвечает на все позывы государства. В условиях кризиса оно стало фактически локомотивом всей нашей экономики, показывая не на словах, а на деле свою жизнеспособность и отдачу на каждый вложенный государством рубль. 2011 год тоже нас порадовал своими урожаями. Были собраны рекордные урожаи рапса (1,5 млн тонн), сои (1,8 млн тонн), подсолнечника (около 10 млн тонн), сахарной свеклы (около 46 млн тонн). Правда, по последней у нас оказалось, что не хватает перерабатывающих мощностей, и сегодня государство активно этим занимается. Впервые были выполнены показатели Доктрины продовольственной безопасности по основным видам сельхозпродукции – зерну, сахару, картофелю, овощам, мясу птицы. Россия после непродолжительного перерыва вернулась на мировой рынок зерна.
Но сегодня, коллеги, я хочу с вами поговорить не о производственных показателях и даже не о ВТО (…).
Сегодня я хочу поговорить о селянах не с точки зрения производства продуктов питания, а с точки зрения их сферы жизнедеятельности, их условий труда и жизни. Понятно, что разрыв между деревней и городом всегда был и пока остаётся существенным. Но, коллеги, мы с вами живём в XXI веке. Мы с вами много говорим о модернизации, инновациях. И вдумайтесь: сегодня значительная часть нашего сельского населения живёт в условиях транспортной и информационной изоляции: 46 тыс. населённых пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием, более 64 тыс. населённых пунктов остаются без автобусного сообщения, а по факту эти люди фактически ещё лишаются и доступа к медицинским и образовательным услугам. Только около 32% сельских населённых пунктов подключены к сетям централизованного водоснабжения, 4,5% - к канализации. Сетевым газом оборудовано около 53% домов. Мы сегодня много говорим о привлечении молодых специалистов на село (…). Очередь на получение жилья молодыми специалистами по программе «Социальное развитие села» в среднем по регионам составляет 3-5 лет. Понятно, что молодые люди не готовы ждать столько лет и вынужденно уезжают в город, пополняя отряды очередного охранного агентства.
Коллеги, думаю, сегодня никто из нас не может сказать, что государство не уделяет внимание развитию АПК, об этом свидетельствуют и цифры, и показатели. Понятно, что денег всегда мало, и мы тоже будем обращаться в Правительство за увеличением поддержки, учитывая вступление России в ВТО. И всё же, на наш взгляд, государство пока обращает недостаточное внимание именно на развитие социальной инфраструктуры села, финансирование которой в кризис было сокращено в разы (с 30 млрд до 8 млрд рублей) (…).
Поэтому сегодня я вас прошу поддержать инициативу нашего Комитета по аграрным вопросам и фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по увеличению программы «Социальное развитие села» уже в этом году. Деревня не может ждать вечно. Вчера мы не провели газ, дорогу, сегодня уже нет деревни. А мы и так потеряли около 11 тыс. населённых пунктов. Ни одной деревни мы с вами не можем больше отдать.