Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием упрощённого производства».
Законопроект направлен на повышение эффективности применения в арбитражных судах упрощённого порядка рассмотрения дел. Предлагается исключить получение согласия сторон как обязательное условие для рассмотрения судом дела в порядке упрощённого производства без их участия. При этом расширяется перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощённого производства, в том числе за счёт дел, которые не носят бесспорный характер.
Законопроектом предусматривается, в частности, что в порядке упрощённого производства подлежат рассмотрению дела:
- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 300 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 100 тыс. руб.;
- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя. При этом оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.;
- о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тыс. руб.;
- о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тыс. руб.
Кроме того, в порядке упрощённого производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:
- по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;
- по требованиям, основанным на совершённом нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.
Законопроект не предусматривает для участников арбитражного процесса возможности возражать против рассмотрения дела в упрощённом порядке.
Устанавливается, что поступившее в арбитражный суд заявление (исковое заявление) и определение судьи о принятии его к производству, а также реквизиты, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде, размещаются на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в течение 5 дней со дня его поступления. По истечении срока представления отзыва и доказательств, установленных в определении, арбитражный суд принимает решение по делу. Отзыв и доказательства могут быть рассмотрены судом, если сторона докажет, что не могла исполнить обязанность в срок. Устанавливается порядок приостановления исполнения судебных актов арбитражным судом апелляционной инстанции.
По мнению разработчиков законопроекта, совершенствование упрощённого производства позволит минимизировать судебные издержки лиц, участвующих в деле, а также сократит сроки рассмотрения отдельных категорий дел, тем самым существенно повысив доступность правосудия.