Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
Целью данного законопроекта является формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах РФ механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов с участием собственников помещений.
Предусматривается введение обязательной ежемесячной платы за капитальный ремонт, уплачиваемой всеми собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе публичными образованиями. Вводя указанную норму, законопроект конкретизирует закреплённую в статье 155 Жилищного кодекса РФ обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать расходы на капитальный ремонт общего имущества.
Порядок установления размера платы за капитальный ремонт, порядок определения минимального и максимального размера платы определяется Правительством РФ. К полномочиям субъектов РФ отнесено определение максимального и минимального размера такой платы, а к полномочиям органов местного самоуправления – установление размера такой платы в соответствии с законом субъекта РФ.
До проведения полной технической инвентаризации жилищного фонда и определения точных объёмов финансовых потребностей на проведение капитального ремонта размер ежемесячной платы за капитальный ремонт предположительно может быть привязан к размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц и должен находиться в пределах от 0,5 до 1,5 указанной величины. Для собственников жилых помещений, с момента ввода в эксплуатацию которых прошло не более 5 лет, будет установлена нулевая ставка платы за капитальный ремонт. Пониженная ставка будет установлена для собственников, в отношении которых остаются не исполненными обязанности публичного образования по проведению капитального ремонта, на основании статьи 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Субъектом РФ может быть предусмотрена централизованная система аккумулирования и управления накоплениями на капитальный ремонт общего имущества, сформированными за счёт ежемесячной платы многоквартирных домов в рамках определённой территории (например, одного муниципального образования). Может быть также предусмотрена децентрализованная система, когда накопление средств осуществляется на отдельных банковских счетах, открываемых управляющими организациями и товариществами собственников жилья.