Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасной утилизации отдельных видов колёных транспортных средств».
Документ устанавливает правовые основы для развития в России системы утилизации основных категорий автотранспортных средств. Целью данного законопроекта является определение на законодательном уровне условий обеспечения безопасной утилизации автомобилей категорий M и N (легковых пассажирских автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов), впервые выпускаемых в обращение на территории РФ.
В качестве основного условия обеспечения безопасной утилизации этих автотранспортных средств законопроектом, в частности, устанавливается механизм уплаты утилизационных сборов за все ввозимые или производимые на территории РФ автомобили. Утилизационные сборы взимаются с физических и юридических лиц при первичном выпуске в обращение новых и бывших в употреблении автомобилей. Доходы от утилизационных сборов зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств федерального бюджета на компенсацию затрат, возникающих в результате утилизации автотранспортных средств. Таким образом, законопроектом устанавливаются также расходные обязательства бюджета Российской Федерации по частичному возмещению затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию автомобилей категорий М и N.
Как говорится в пояснительной записке к документу, объёмы требующих переработки автомобилей уже в 2013 г. могут составить более 1,5 миллиона единиц техники в год, а к 2015 г. - от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год.
Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объёмах 33 миллиона и 12 миллионов единиц соответственно.
Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны потребуется строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 августа 2012 года.
Как пояснил один из авторов законопроекта, первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, инициатива является одной из компенсационных мер для минимизации возможных рисков при вступлении России в ВТО.
Он также сообщил, что, по предварительным подсчётам базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. руб., за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тыс. руб.
«Коэффициент утилизационной трудоёмкости легковых автомобилей не более 10 пассажирских мест, при массе не более трёх тонн, с объёмом двигателя не более 1,3 литров составит 0,5, то есть величина сбора будет 10 тыс. руб. Для автомобилей с объёмом двигателя от 1,5 до 1,8 литров - 1, а свыше 3,5 литров -3,5 - 3,6», цитирует его слова «ПРАЙМ». В отношении подержанных автомобилей коэффициенты будут повышаться примерно в 4 раза.