Генеральная прокуратура России направила премьер-министру Дмитрию Медведеву информацию о мерах по обеспечению безопасности пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Проанализировав причины дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирских автобусов, Генпрокуратура пришла к выводу, что таким авариям способствуют повсеместные нарушения руководителями предприятий, которым принадлежат данные транспортные средства, трудового законодательства в части соблюдения режима труда и отдыха водителей.
В частности, работодатели систематически не соблюдают установленную продолжительность времени труда и отдыха водителей, нарушают порядок составления графиков сменности, не ведут учёт рабочего времени. На автотранспортных предприятиях не проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры водителей, отсутствуют соответствующие отдельные помещения и медицинские работники. Договоры с учреждениями здравоохранения на выполнение осмотров не заключаются.
Ещё одной причиной ДТП с участием пассажирских автобусов является несоответствие технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в сфере безопасности дорожного движения.
А частности, на линию выпускаются автобусы, имеющие технические неисправности, при которых эксплуатация запрещена, контроль технического состояния автомашин перед выездом и по возвращении к месту стоянки реализуется формально, междугородние автобусы не всегда оборудуются ремнями безопасности.
Генпрокуратура предлагает поручить Минтрансу России разработать проект федерального закона об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
Предлагается отнести систематические нарушения водителями Правил дорожного движения к грубым нарушениям лицензионных требований, а также законодательно установить обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по организации и проведению предрейсовых проверок технического состояния транспортных средств.
Кроме того, предложено внести изменения в КоАП в части установления специальной ответственности за невыполнение водителями, должностными и юридическими лицами, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предусмотренных Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».