ОАО «РЖД» сообщило о вынужденном снижении размеров движения пригородных поездов из-за отсутствия финансирования со стороны правительств многих субъектов.
Так, например, уже с 20 августа в связи с критическим финансовым положением и угрозой ликвидации компании ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» вынуждена отменить около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелия. Кроме того, будет сокращаться периодичность курсирования и составность пригородных поездов в регионах обслуживания.
С 23 августа по той же причине ОАО «ППК «Черноземье» вынуждено сократить 50 маршрутов пригородных поездов по территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей.
ОАО «Свердловская пригородная компания» с 1 сентября отменяет 6 пригородных поездов, осуществляющих перевозку пассажиров на территории Курганской области.
Кроме того, как сообщает РЖД, рассматривается вариант снижения объёмов перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и республике Коми, выполняемых ОАО «Северная пригородная пассажирская компания».
В сообщении отмечаются, что в настоящий момент из-за недофинансирования многие пригородные компании уже не имеют финансовых средств для организации пригородных пассажирских перевозок. Только по итогам первого полугодия текущего года совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок составил около 4,6 млрд руб. За 2011 г. некомпенсированные потери от пригородных железнодорожных перевозок составили свыше 9 млрд руб.
Неисполнение региональными властями обязательств по возмещению потерь доходов от государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки грозит не только сокращением маршрутов, но и полным прекращением пригородного сообщения в их регионах, отмечает РЖД.
Компания также напоминает, что в соответствии с решениями Правительства РФ с 1 января 2011 г. коренным образом изменилась схема организации пригородного пассажирского железнодорожного сообщения, в соответствие с которой все пригородные пассажирские перевозки в РФ осуществляют пригородные пассажирские компании. В соответствии с данной схемой у каждого из организаторов пригородного движения появилась свои чётко регламентированные полномочия и сферы ответственности. Так, ОАО «РЖД» отвечает за содержание и работоспособность железнодорожной инфраструктуры на территориях, по которым она проходит и, пока ещё, предоставляет в аренду ППК подвижной состав. Органы власти субъектов РФ ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором определяются важные для населения регионов параметры (количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты, по которым они будут курсировать, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа). Кроме того, законодательство РФ возлагает на субъекты РФ обязанность по организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом. При этом в случае установления субъектом РФ тарифа на проезд ниже экономически обоснованного, возникает обязанность по компенсации убытков перевозчика. Чтобы сохранить объём пригородных перевозок, регионам необходимо заложить целевые средства в своем бюджете в полном объёме. Компания-перевозчик, в свою очередь, должна обеспечивать исполнение сделанного субъектами РФ заказа.
В текущем году только 18 российских регионов из 73 (где осуществляется пригородное сообщение) полностью покрывают выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний (из них по 5-ти регионам компенсация не требуется). Это Омская, Томская, Рязанская, Оренбургская, Сахалинская, Нижегородская, Астраханская, Московская области, города Москва и Санкт-Петербург, а также республики Удмуртская, Адыгея, Татарстан, Башкортостан, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия – Алания, Хабаровский край и Ханты-Мансийский автономный округ. Отдельно можно отметить Свердловскую область, в бюджете которой на обеспечение пригородных железнодорожных перевозок выделен 1 млрд руб.
В то же время органами государственной власти 4-х субъектов РФ вообще не предусмотрена компенсация – Тверская, Вологодская, Ленинградская области и Приморский край. Более 50% выпадающих доходов компенсируют 18 регионов. Менее 50% убытков пригородных компаний компенсируют 33 региона.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев по итогам совещания по вопросам долгосрочной тарифной политики на железнодорожном транспорте в Омске, заявил, что, начиная с 2014 г., планируется прекратить субсидирование пригородной железнодорожной инфраструктуры из федерального бюджета (на эти цели в 2011 и 2012 годах было выделено по 25 млрд руб., столько же планируется выделить и в 2013 году).
Таким образом, с 2014 г. всю финансовую ответственность за обеспечение пригородных железнодорожных перевозок в регионах должны будут нести региональные власти.