В Счётной палате прошло заседание экспертно-консультативной группы «Бюджетная политика и макроэкономические параметры роста». Тема заседания - «Межбюджетные отношения: формула баланса обязательств и доходных источников», говорится в сообщении ведомства.
К 2015 г. доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, как планируется, вырастут по сравнению с текущим годом на 26% при сохранении общего дефицита этих бюджетов. Объём же межбюджетных трансфертов за эти три года планируется сократить более чем на 15%. Соответственно доля трансфертов в доходах консолидированных бюджетов сократится почти в 2 раза - с 19,2 % в 2011 г. до 11,1 % в 2015 г. В то же время доходы бюджетов 15 субъектов РФ сформированы более чем наполовину за счёт безвозмездных поступлений.
Основную долю в общем объёме трансфертов по-прежнему составляют трансферты на обеспечение текущих расходов. Так, в 2010 г. доля межбюджетных субсидий инвестиционного характера составила 13,4% от общего объёма межбюджетных трансфертов, и это без учёта субвенций. В прошлом году этот показатель составил 13,5%. При сохранении такого положения дел и в дальнейшем слаборазвитые регионы будут оставаться зависимыми от федеральной финансовой помощи и не будут иметь мотиваций к формированию предпосылок роста. По уровню бюджетной обеспеченности - до межбюджетного выравнивания - региональная дифференциация между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Федерации составила в 2011 г. 5,8 раз, а по прогнозу на 2012-2014 годы достигнет в среднем 6,2 раза.
По мнению Счётной палаты, действующий механизм централизации финансовых ресурсов с последующим их перераспределением не способствует снижению зависимости бюджетов регионов и муниципальных образований от федерального центра и не стимулирует их развитие. В частности, суммарно сегодня в распоряжении территорий остаётся лишь 37% сформированных там доходов, в федеральный бюджет поступает 63%, а из этой части порядка 1/5 в виде межбюджетных трансфертов снова возвращается в регионы. Негативное влияние сложившегося механизма перераспределения сильнее других ощущают именно развитые территории. Они передают в федеральный бюджет от 55 до 85% доходов.
В общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны доля региональных и местных налогов остаётся незначительной по сравнению с долей доходов от федеральных налогов, поступающих в доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации. Следовало бы рассмотреть вопрос о расширении числа налогов и сборов, закреплённых за региональными и местными бюджетами на постоянной основе. А также об установлении на длительную перспективу нормативов отчислений и размеров ставок от федеральных налогов и сборов для зачисления этих доходов в региональные бюджеты, считают эксперты.
Общая сумма налоговых льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам, составила в 2010 г. порядка 200 млрд руб. Правительством до сих пор не внедрены системы полного учёта налоговых льгот, не разработана типовая методика оценки их эффективности.
При исполнении региональных и местных бюджетов сохраняются риски, связанные с высоким уровнем долговой нагрузки. В текущем году расходы субъектов на обслуживание долговых обязательств возрастут до 99 млрд руб. - на 31% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.