Как пояснила и.о. начальника Управления имущественных налогов ФНС России Н. Филамофитская, исчисление транспортного налога регулируется Главой 28 НК РФ.
В качестве налоговой базы устанавливается мощность двигателя транспортного средства. «Она непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание, и в отличие, например, от массы транспортного средства, более корректно характеризует платёжеспособность владельца автомобиля», - говорится в сообщении ведомства.
Исчисление транспортного налога для физических лиц осуществляется на основании сведений о владельцах транспортных средств и об объектах налогообложения, которые представляются регистрирующими органами (органы ГИБДД, Инспекции Гостехнадзора, органы Ространснадзора, Росавиация и др.) ежегодно, а также в течение 10 дней после регистрационных действий с транспортными средствами.
Также Н. Филамофитская обратила внимание, что, на сумму транспортного налога значительно влияют налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ. Налоговым кодексом РФ установлены базовые ставки транспортного налога, в соответствии с которыми законодательные (представительные) органы субъектов РФ устанавливают налоговые ставки в регионах. При этом органам власти субъектов РФ дано право изменять величину базовых налоговых ставок до 10 раз (увеличение или уменьшение), устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении различных категорий транспортных средств, их возраста и экологического класса.
«Принимая во внимание полномочия органов власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки и льготы по транспортному налогу в разных субъектах РФ, налоговое бремя в отношении, например, автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с., может отличаться в разы», - пояснила Н. Филамофитская.
Из более 34 млн. легковых автомобилей, вовлечённых в налоговый оборот, по словам Н. Филамофитской, около 64% составляют автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. То есть при базовой ставке в 2,5 рубля с каждой лошадиной силы транспортный налог может составлять от 0 рублей до 2500 рублей в год.
Необходимо отметить, что базовые налоговые ставки, установленные Налоговым кодексом РФ, с 01.01.2011 уменьшены в 2 раза при одновременном увеличении ставок акцизов на топливо для автомобилей на 1 рубль за 1 литр ежегодно. Однако это не влечёт за собой двойного налогообложения. «Плательщиками акцизов являются производители нефтепродуктов и покупатели (получатели) нефтепродуктов, а плательщиками транспортного налога признаются владельцы транспортных средств», - отметила Н. Филамофитская.
Н. Филамофитская также сказала несколько слов о налоге на роскошь, имея в виду налог на транспортные средства. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, Минфином России подготовлены предложения о введении с 2013 года минимальной ставки транспортного налога (без возможности её снижения законами субъектов Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации. Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2001 года.