Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ».
В нижней палате документ представлял министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Он напомнил, что проект, напрямую затрагивающий интересы 40 млн. граждан, обсуждался в обществе два года. «Мы получили свыше 20 тысяч предложений, замечаний и поправок. Причём, не только от представителей профессионального сообщества, но и от родителей, учащихся, работодателей. Мы можем смело сказать, что проект написан гражданами», - отметил он.
По словам министра, законопроект расширяет государственные гарантии бесплатности образования. Предусмотрено использование модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Фиксируются меры социальной поддержки учащихся, право на бесплатное обеспечение учебниками и учебной литературой. Урегулированы вопросы питания, подвоза учащихся к образовательным организациям, предоставления общежитий, выплаты стипендий.
В проект включены нормы об инклюзивном образовании. «Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями здоровья», - отметил министр.
Проект предусматривает особую роль учителя и учительского сообщества в определении образовательной политики через введение нового института педагогической экспертизы. Родители получат статус полноправных участников образовательного процесса и возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательной организацией. Все образовательные учреждения должны будут вести сайты в Интернете, где будут публиковать законодательно установленный перечень информации о своей деятельности. По словам министра, это избавит учителей от бумажной волокиты и заполнения большого количества отчётов.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя программы подготовки как специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих.
Дмитрий Ливанов представил также законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», содержащий поправки в более ста федеральных законов. Поправки, в частности, касаются предоставления мер социальной поддержки, разграничения полномочий и особенностей получения образования в отдельных отраслях, таких как культура, здравоохранение, оборона и безопасность.
Кроме того, на заседании был рассмотрен альтернативный законопроект «О народном образовании», внесённый депутатами фракции КПРФ. Его представил депутат Олег Смолин. Он отметил, что документ предполагает «принципиально другой курс образовательной политики» и содержит больше норм прямого действия, чем правительственный законопроект. В частности, предлагается финансировать образование на уровне 7% ВВП, сделать ЕГЭ и участие в Болонском процессе добровольными, сохранить выборы ректоров вузов, а школы финансировать на треть по сметному принципу, а в остальной части - по подушевому. Кроме того, предложено на законодательном уровне закрепить обязательный набор школьных предметов и установить, что ставка педагога должна быть не ниже чем в промышленности РФ, а социальная стипендия - на уровне прожиточного минимума.
К «минусам» правительственного законопроекта О.Смолин отнёс отсутствие конкретных норм о социальных гарантиях педагогам, передачу вопроса о коммунальных льготах для сельских учителей на усмотрение регионов, ликвидацию надбавок за учёные степени и звания и компенсаций на приобретение учебно-методической литературы.
В ходе обсуждения депутат Мария Максакова предложила законодательно закрепить возможность получения бесплатного второго высшего образования по некоторым творческим специальностям, а также установить, что образовательные программы в области искусства должны начинаться не с 5-го, а с 1-го класса.
По итогам рейтингового голосовании в первом чтении был принят правительственный законопроект, сообщает пресс-служба нижней палаты.