На сайте «Открытого правительства» в преддверии запланированной дискуссии о создании мегарегулятора на финансовом рынке проходит обсуждение документа «Развитие системы регулирования и надзора на российском рынке».
В документе, в частности, отмечается, что в случае создания единого органа регулирования и надзора на финрынках на базе ЦБ РФ произойдёт усиление конфликта интересов в Банке России, вызванного тем, что ЦБ является одновременно регулирующим и надзорным органом, с одной стороны, осуществляет полномочия акционера отдельных участников рынка, с другой стороны, является участником рынка, с третьей стороны.
Для смягчения данного конфликта Банк России уже вывел представителей надзорного блока из наблюдательного совета Сбербанка, отмечается в документе. В будущем планируется выход Банка России из капитала Сбербанка. Если это будет необходимо, Банк России готов заменить других членов наблюдательного совета на независимых директоров. В том случае, если в компетенцию представителей Банка России, входящих в совет директоров ММВБ, будут входить вопросы регулирования и надзора за иными участниками финансового рынка, то возможно рассмотреть вопрос о прекращении их полномочий в указанном органе.
Усиление конфликта интересов возможно и в связи с тем, что ЦБ станет осуществлять функции надзора за двумя конкурирующими группами: банками и иными участниками финансового рынка, осуществляющими кредитное посредничество (брокеры, управляющие компании, доверительные управляющие).
Решение данного конфликта интересов заключается в том, что функции по регулированию и надзору за банками будут отделены от функций по регулированию и надзору за иными участниками финансового рынка. Образование в рамках Банка России отдельного блока, реализующего регулирование, надзор, лицензирование и инспектирование небанковских финансовых организаций, позволит обеспечить полноценную работу специалистов и руководителей и не приведёт к ухудшению текущего качества регулирования и надзора, считают авторы документа.
С целью полноценного обеспечения интересов небанковских финансовых организаций предполагается разделить деятельность двух комитетов – Комитета банковского надзора и Комитета финансового надзора.
Разработчики предлагают также выделить функцию по развитию финансового рынка в подразделение, не относящееся к надзорному блоку. Это позволит смягчить конфликт, возникающий из-за совмещения Банком России двух функций: по развитию финансового рынка (предполагающую создание для участников рынка дополнительных возможностей) и по регулированию и надзору за участниками рынка (предполагающую ограничение рисков последних).
Банк России осознаёт, что многие участники рынка не готовы к повышенным регулятивным и надзорным требованиям. Механистическая унификация с банковским регулированием и надзором не предполагается. Регулятивная и надзорная нагрузка будет распределяться в зависимости от профиля деятельности и, соответственно, рисков участника финансового рынка.
Относительно присоединении ФСФР к Банку России, отмечается, что в случае принятия данного решения, объединение будет проведено в три этапа.
На предварительном этапе (до вступления в силу соответствующего закона) должна быть проведена работа по передаче функций ФСФР Банку России (подготовка законодательных изменений, реализация административных процедур). Кроме того, в целях сохранения кадрового состава ФСФР должно быть проведено сопоставление должностей двух ведомств, чтобы с даты объединения начали действовать трудовые договоры ЦБ с сотрудниками присоединенной ФСФР с окладами, соответствующими схеме должностных окладов Банка России. Этот этап должен завершиться ориентировочно к 1 июля 2013 года присоединением ФСФР как дочерней структуры (агентства) к Банку России.
На следующем переходном этапе (в течение 6 месяцев с момента завершения первого этапа) в рамках центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России создаются и начинают функционировать необходимые структуры (департаменты, управления и отделы), на которые возложено осуществление переданных функций.
На этапе дальнейшей интеграции ФСФР и Банка России её схема будет корректироваться по мере объединения с учётом возникающих проблем и мнения участников рынка.