Основные последствия вступления Российской Федерации в ВТО связаны, в первую очередь, со снижением импортных пошлин на ввозимую технику (новую и бывшую в употреблении), а также сужением возможностей по стимулированию (в том числе за счёт субсидирования) развития производства, говорится в материалах, подготовленных к заседанию кабинета министров.
При условии отсутствия мер по поддержке отечественной автомобильной промышленности основными последствиями вступления в ВТО могут являться:
- снижение конкурентоспособности по цене отечественной продукции;
- снижение инвестиционной привлекательности отрасли;
- сужение возможностей по оперативному реагированию на кризисные явления (по аналогии с 2008-2010 гг.);
- увеличение поступления на рынок бывшей в эксплуатации техники, что косвенным образом сказывается на безопасности дорожного движения.
В настоящее время предпринят ряд мер, направленных на поддержку российской автомобильной промышленности.
В частности, для защиты рынка от поступления бывшей в употреблении техники с 1 сентября 2012 г. введён механизм утилизационных сборов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности отрасли и стимулирования обновления парка производственных средств до 2020 г. будет действовать программа субсидирования российским организациям автомобилестроения по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным для осуществления расходов инвестиционного характера.
Кроме того, действует программа субсидирования железнодорожных перевозок автомобилей российского производства на территорию Дальневосточного федерального округа и в обратном направлении. Начиная с 2013 г. программа будет распространяться только на автомобили, произведённые на территории Дальневосточного федерального округа.
Также, в порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» моторных транспортных средств, были внесены изменения, направленные на расширение производственных мощностей и увеличение локализации производства. Порядок в новой редакции предусматривает возможность заключения новых соглашений по «промышленной сборке» автомобилей сроком на 8 лет при условии принятия новых дополнительных обязательств.