23 ноября 2012 г. Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», внесенный Правительством РФ.
Принятые решения в условиях отсутствия в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 г. необходимых расчётов и обоснований, оценки возможных, не только финансовых, но и социально-экономических последствий её реализации, пагубны для пенсионной системы, экономики и граждан. Они не способствуют улучшению предпринимательского климата в России, говорится в заявлении РСПП в связи с принятием федерального закона.
Закон резко ограничивает возможности развития накопительной составляющей пенсионной системы в то время, как консенсус по этому вопросу достигнут не был.
Так, снижение с 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы до 2% и направление 4% в солидарную часть пенсии несет в себе значительные риски, включая создание временной и очень опасной иллюзии снижения дефицита пенсионной системы.
РСПП считает, что Правительство РФ тем самым перекладывает ответственность за недостаточную эффективность государственного регулирования процесса инвестирования пенсионных накоплений на негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и работников.
Реализация такого решения приведет к снижению возможности повышения пенсий у будущих пенсионеров и сокращению притока длинных денег на развитие экономики, резкому ухудшению международной финансовой репутации России.
Вопрос о возможности перехода к добровольной накопительной пенсионной системе должен рассматриваться лишь после создания всех необходимых условий для повышения доходности инвестирования пенсионных накоплений и демонстрации обществу долгосрочной эффективности принятых мер.
Законопроект предлагает решить сложную проблему досрочных пенсий по условиям труда простыми фискальными методами - введением дополнительных тарифов страховых взносов. При этом радикальные преобразования в данной области не подготовлены, а законодательная и нормативная база отсутствует.
Привязка дополнительных страховых платежей к спискам производств, работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, разработанным в 50-е годы прошлого столетия, не стимулирует работодателей улучшать условия труда, модернизировать производства и повышать заработную плату.
РСПП рассматривает это как наступление на социально-ответственный бизнес и сигнал тем, кто не вкладывает средства в улучшение условий труда, и впредь не делать этого.
По мнению РСПП, за счёт исключительно фискальных и перераспределительных мер, реализуемых Правительством РФ, в долгосрочном и даже среднесрочном периоде не удастся сбалансировать пенсионную систему. В то время как действующая в России уникальная по своей конструкции пенсионная система, сочетающая в себе распределительный (солидарный) и накопительный компоненты, будет разрушена.