Счётная палата РФ провела проверку эффективности деятельности налоговых органов в части предоставления налогоплательщикам электронных услуг с использованием Интернет-технологий в 2011 г. и истекшём периоде 2012 г.
Счётная палата отмечает, что в настоящее время созданы две федеральные государственные информационные системы: «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Однако в ходе проверки выявлено, что предоставление ряда государственных услуг в электронном виде посредством Единого портала не является юридически значимым в связи с отсутствием в настоящее время достаточных правовых условий, закреплённых нормативными правовыми актами РФ.
Так, например, отсутствует федеральный закон, определяющий юридическую силу электронных документов, в том числе для правоохранительных органов и судов, и, как следствие, отсутствуют достаточные правовые условия использования электронных документов как при взаимодействии бизнеса и граждан с органами государственной власти, так и в самой бизнес-среде. Также не решён вопрос использования сертификатов ключей проверки электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и, как следствие, отсутствует возможность в полной мере реализовать государственную услугу по представлению налогоплательщиками налоговой и бухгалтерской отчётности в электронном виде через Единый портал.
Кроме того, информация, размещённая в Федеральном реестре и на Едином портале, не идентична. Отсутствуют сведения о государственных услугах, обязательные к размещению, что нарушает права бизнеса и граждан, закреплённые Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг.
СП направит представления в Минфин России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России и ФНС России.