Почти половина производимого в стране и импортируемого в страну цемента перевозится автомобильным транспортом, сообщает независимый портал «Russian Realty» (Русская недвижимость).
Сегодня 45% сыпучего материала доставляется потребителям цементовозами. В начале прошлого XX века доля автотранспорта едва превышала 25%. Остальной объём перевозок приходился на железную дорогу, не считая малую долю водного транспорта.
Рост автоперевозок аналитики компании «INFOLine» объясняют неповоротливостью железнодорожников. По сведениям исследователей, низкая эффективность логистических схем РЖД ведёт к задержкам поставки подвижного состава и высокому проценту порожней перегонки вагонов. При этом постоянно растут тарифы на грузоперевозки. И производители цемента уходят с рельсов на асфальт. Если в 2011 году российскими цементными и транспортными компаниями было закуплено около 450 единиц спецтехники для перевозки цемента, то в 2012 году столько же цементовозов ввезли в Россию уже за первые шесть месяцев. По состоянию на начало третьего квартала весь парк автоцементовозов в стране превысил 5 млн единиц. И это несмотря на ограничения по их грузоподъёмности. По действующему законодательству, максимальный вес автопоезда не может превышать 40 тонн. Значит полезный вес груза (за вычетом массы тягача, полуприцепа, цистерны и т.д.) составляет 25-28 тонн, в то время как максимально допустимая загрузка стандартной цистерны цементовоза – 45 тонн.
Если динамика перевозок цемента сохранится в пользу автотранспорта, то РЖД останется считать неполученную выгоду. Вместе с железной дорогой потери ожидают производителей ёмкостей для перевозки сыпучего строительного материала. Получается синергия убытков, заключают специалисты.