Спустимся на нашу грешную землю и вспомним о собственниках жилья. Мы сегодня будем в Думе принимать два очень важных законопроекта. Один касается системы капитального ремонта, которая будет введена с января следующего года. Второй касается фонда реформирования ЖКХ.
Я в основном хотела бы остановиться на системе финансирования капитального ремонта. Это проблема из проблем. Тема, которая касается 90% граждан РФ. Я уверена, что в этом зале большинство из присутствующих живёт не в отдельных коттеджах, а в многоквартирных домах, поэтому вас, уважаемые коллеги, эта тема касается напрямую.
Каким будет закон зависит сегодня от Думы. Каким он был летом этого года, когда мы одобрили концепцию. Я хочу напомнить, чтобы понять, к какому решению мы сегодня приходим. Закон предполагал как основной вариант систему так называемого общего котла, когда со всех вас, собственников в обязательном порядке должны были собрать деньги, а дальше ими должен был распоряжаться чиновник. Этот чиновник не только управлял общим котлом, он составлял графики ремонта, перечни домов, которые подлежат капитальному ремонту. При этом никакой ответственности за сохранность этих средств. В первом чтении были только намёки, общие слова, голословные утверждения, которые ничем не были подкреплены. Более того, в первой версии предполагалось изъять обязательства государства как наймодателя по капитальному ремонту домов, которые нуждались в нём на момент приватизации. Это было прямое нарушение постановления Конституционного Суда о том, что всё-таки все решения, все старые обязательства государства должны быть исполнены даже если закон прекратит своё существование. К счастью эта норма сохраняется сейчас в законе о приватизации.
Была очень дискуссионной проблема включать или не включать обязательный взнос на капитальный ремонт при расчёта адресной помощи семьям с очень низкими доходами, которые сегодня по текущим платежам не справляются с этой нагрузкой. Минфин возражал, но все фракции встали на одну позицию. Этот взнос на капитальный ремонт будет учитываться при расчёте адресной помощи семьям с низкими доходами.
Что было камнем преткновения. Ну конечно система общего котла это всегда решение. Чиновник всегда думает, что он самый умный, умнее всех собственников в доме в том числе и тех, которые живут многие годы в домах жилищно-строительного кооператива и не нуждаются в таких законах. Они давно создали эти фонды капитального ремонта, давно ремонтируют за свой счёт эти дома, категорически возражали против того, что их деньги будут закапываться в некий общий котёл.
Ситуация изменилась. Я не люблю делать реверансы власти, но в данном случае была поддержка со стороны премьера Д. Медведева. Он как хороший юрист сказал, ну как же собственник несёт бремя содержания своего имущества, но не чужого собственника из соседнего дома. Поэтому нужно предусмотреть второй вариант, оставив общий котёл для тех, кто ничего не хочет, ничего не может. Пусть он тогда в обязательном порядке закапывает свои денежки на поле чудес, а для тех собственников, которые ответственно относятся к своему дому, которые хотят его ремонтировать, нужно предусмотреть второй вариант.
В документе, который мы сегодня будем рассматривать во втором чтении, этот вариант появился. Вы можете открыть счёт на собственный дом, специальный так называемый счёт, и можете собирать деньги до какого-то определённого уровня на то чтобы в будущем отремонтировать только свой дом.
Но осталось очень много нерешённых вопросов. Лукавая формулировка о том, что помощь-то субъектам федерации будет оказываться, но если это предусмотрено в бюджете. Но мы с вами понимаем, что дотационные регионы с этим не справятся, что в большинстве своём они нуждаются в помощи федерального бюджета, потому что если «может быть», а может и не быть. В ситуации, когда не будет этой помощи, скажите, пожалуйста, кто будет выполнять обязательства государства? С помощью системы общего котла будут старые обязательства государства исполнять собственники, те, которые будут играть в этот котёл. Мы с вами, приступим в весеннюю сессию к серьёзной доработке этого документа, не сегодня его, безусловно надо принять (…).
Что не нравится мне в этом законопроекте ещё, ну хорошо, решена проблема адресной помощи. В законе о капитальном ремонте есть несколько ловушек. Вот я вам так оптимистично сказала, что позволено собирать деньги на свой дом, но вам на принятие этого решения даётся два месяца в летний период. Если не успели, не реализовали, счёт не открыли, попадёте в общий котёл, а вот выползти из этого котла, знаете сколько времени понадобится собственникам - два года. Сравните - два месяца на принятие решения и два года для того, чтобы выйти из этой схемы. Не нормальная ситуация. Это тоже моменты, над которыми мы должны поработать в весеннюю сессию.