Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации».
Законопроектом даётся новое определение Счётной палаты (СП) – это постоянно действующий федеральный орган внешнего государственного аудита (контроля), образуемый в порядке, установленном настоящим законом, и подотчётный Федеральному Собранию РФ.
Устанавливается новый порядок выдвижения кандидатур на должность председателя СП, его заместителя и аудиторов СП. Кандидатуры для назначения на должность председателя СП и аудиторов СП от Госдумы вносятся президенту РФ советом Госдумы по предложениям думских фракций. Кандидатуры для назначения на должность заместителя председателя СП и аудиторов СП от Совета Федерации вносятся президенту РФ советом палаты СФ по предложениям соответствующих комитетов СФ. Президенту РФ вносятся не менее 3-х кандидатур на должность, соответственно, председателя СП и его заместителя, из которых он выбирает одну и вносит её, соответственно, в Госдуму или в Совет Федерации. Если ни одна из предложенных президенту РФ кандидатур им не поддерживается, он может выдвинуть иного кандидата и представить его, соответственно, в нижнюю и верхнюю палаты для назначения на соответствующие должности.
Дополняются требования к кандидатам – наличие опыта работы не менее 5 лет, в том числе и в области юриспруденции. Исключается предельный возраст, как основание для досрочного освобождения с занимаемой должности председателя СП, его заместителя, аудитора СП и вводится новое – утрата доверия в случаях, предусмотренных Законом «О противодействии коррупции».
Устанавливаются виды аудита СП (финансовый, стратегический, аудит эффективности, федеральных проектов (программ), государственных и международных инвестиционных проектов, федеральных информационных технологий, контрактов), а также методы осуществления контрольной деятельности (проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг). Устанавливается обязанность по предоставлению правоохранительными органами СП информации о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным им материалам.
Предусматривается ряд новых задач СП:
- содействие достижению стратегических целей социального экономического развития РФ;
- анализ эффективности управления и распоряжения деньгами федерального бюджета и федеральной собственностью для целей реализации документов стратегического планирования;
- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот, бюджетных кредитов за счёт средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления госгарантий и поручительств;
- развитие возможностей и методов аудита эффективности управления и распоряжения деньгами федерального бюджета и федеральной собственностью, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социального экономического развития РФ.
Расширяются ограничения, налагаемые на членов Коллегии СП в связи с замещением ими государственных должностей РФ. Вводятся новые полномочия инспекторов СП:
- направлять запросы должностным лицам федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов госвласти и государственных органов субъектов РФ, органов государственных внебюджетных фондов и муниципальных органов, организаций;
- требовать от руководителей и других должностных лиц объектов аудита (контроля) представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений, а также необходимых копий документов;
- знакомиться с информацией (хранящейся в электронной форме) и со всеми необходимыми документами о финансово хозяйственной деятельности объектов аудита (контроля);
- составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
СП наделяется правом создавать, реорганизовывать и ликвидировать научные и иные учреждения, необходимые для обеспечения её деятельности.