Составляя рейтинги стран по свободе предпринимательства, авторы индексов экономической свободы забывают и об объективных критериях её эффективности, и об относительности понятия свободы для экономик различных государств. Так прокомментировал «ЭЖ» финансовый аналитик компании «Нексиа Пачоли» Андрей Коровенков ежегодный Index of Economic Freedom, представленный фондом «Наследие» (Heritage Foundation) и Wall Street Journal.
В группу стран с «преимущественно несвободной» экономикой вместе с Российской Федерацией (139 место) включены КНР (136 место) и Индия (119 место), которые сегодня оказывают существенное влияние на вектор и динамику развития мировой экономики. У стран топ-5 представленного рейтинга экономическая стратегия развития не может быть иной, поскольку у них нет других конкурентных преимуществ, кроме транспарентности экономики и бизнеса. А для стран, обладающих существенными объёмами природных ресурсов и высоким производственным потенциалом, основные элементы «свободной экономики» – к примеру, низкий уровень государственного регулирования ключевых видов деятельности, степень вмешательства властей в экономику или свобода монетарной политики – могут серьёзно скорректировать показатели эффективности экономики в указанном индексе.
Составляющие свободной экономики по определению Heritage Foundation и Wall Street Journal больше похожи на лекарства, которые помогли только 30% больным, и имеют к тому же немало противопоказаний к применению, заключает А. Коровенков.