Компания по повышению акцизов не повлияет на потребительские предпочтения россиян, которые по-прежнему будут выбирать крепкие алкогольные напитки.
Как пишет газета «Ведомости», к соответствующему выводу пришли специалисты Института Гайдара.
По подсчётам экспертов, в настоящее время в России преобладает «северный тип» потребления алкоголя. 51% рынка занимают крепкие напитки, 38% - пиво, а оставшиеся 11% - вино. Наименее вредным для населения является преобладание вина и пива.
В Институте Гайдара подсчитали, что в результате акцизной кампании последних лет налоги на крепкий и на слабый алкоголь практически сравнялись. Так, в 2010 г. акцизы на пиво выросли почти втрое. В результате сейчас налоговая нагрузка на пиво и на водку различается всего на 25%.
При этом в России средняя цена пива сопоставима с европейской, но доля акциза в цене ниже среднего (13,8% в России против 19,1% в Европе). Такая же тенденция характерна и для крепкого алкоголя: российские ставки акцизов составляют в цене водки 28,8% против 37,5% в Европе.
«Складывается ощущение, что акцизная политика не определилась, какой тип потребления алкоголя должен быть сформирован в долгосрочной перспективе», - отмечает завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Илья Соколов.