Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ поздравляет всех вас с наступившим Новым годом и началом весенней сессии Государственной Думы.
По сложившейся традиции, весна в Государственную Думу приходит на полтора месяца раньше календарного её срока. И это обнадёживает нас. Я думаю, что мы в ходе этой сессии, совместно с Правительством Российской Федерации сдвинем с мёртвой точки одну из самых застарелых проблем - проблему восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации.
В январские дни 1992 года Ельцин и Гайдар под видом экономической реформы запустили механизм ограбления наших граждан, который в считанные месяцы обесценил их трудовые накопления.
У меня в руках отчёт о результатах контрольного мероприятия - проверка реализации Федерального закона от 10 мая 1995 года «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Проверка производилась Счётной палатой с 4 июня по 8 октября.
Как и большинство документов нашей Счётной палаты - это очень содержательный документ, с выводами которые заставляют задуматься.
Вывод первый. Цитирую по тексту отчёта: «Восстановление обеспечения сохранности гарантированных сбережений граждан, признанных внутренним государственным долгом Российской Федерации путём перевода их в целевые долговые обязательства России в проверяемый период не осуществлялось».
Повторяю: за шесть лет не осуществлялось. Федеральные законы, определяющие порядок указанного перевода, до настоящего времени либо не приняты, либо их действие приостановлено до 2015 года. Указанная часть в государственной долговой книге Российской Федерации не отражается. Предельно конкретная оценка нашей работы и работы правительства. Получается довольно интересная ситуация: по закону долг существует, а Минфин не отражает его в долговой книге, то есть вроде долг и есть, и его вроде и нет.
Ещё один вывод. Меры, осуществляемые Правительством Российской Федерации по выплате компенсаций, не решают проблему в части сокращения внутреннего долга Российской Федерации и не снимают напряжённости в вопросе выполнения обязательств перед вкладчиками. Эти выводы полностью совпадают с оценкой нашей работы со стороны избирателей. Прошло уже более 20 лет, а люди не перестают обращаться к депутатам Госдумы с вопросом: когда власть вернёт своему народу дореформенные сбережения? Многие из вкладчиков уже ушли, как говорится, в мир иной, но живут их наследники и они хотят получить то, что им завещано родственниками.
Вот выдержка из одного письма: «Гайдару уже установили мемориальную доску в Москве, чтобы не забывали о его делах. Но и мы без доски помним, как он нас обобрал. Почему российское руководство, почитающее реформатора, забыло о долге перед нашими гражданами, забыли о правах человека?».
Письма подобного содержания регулярно шлют нам избиратели. Два десятилетия ждут возврата своих трудовых накоплений. За эти годы выплачены все долги перед МВФ, Лондонским, Парижским клубами, Германией, другими кредиторами, списаны миллиардные задолженности нашей стране целого ряда государств, а о том, что задолжали своим людям, забыли. И не только нам пишут избиратели. В отчёте Счётной палаты содержится анализ обращений граждан в Минфин России.
Из 17-ти тысяч писем, поступивших в это министерство за последние 6 лет, более 16-ти тысяч - по вопросам дореформенных сбережений. 94% обращений в Минфин, это дореформенные сбережения, и только 6% по всем остальным проблемам.
В отчёте Счётной палаты приведён положительный опыт решения проблемы дореформенных сбережений граждан в странах - бывших республиках Советского Союза. Так, в Литве на эти цели было направлено 80% доходов от приватизации государственного имущества. В Казахстане на сумму долгов по вкладам Сбербанка выпустили облигации. Погашение облигаций гражданам пенсионного возраста будет осуществлено через 5-10 лет, а трудоспособным гражданам - через 15-20. В Азербайджане планируется рассчитаться с вкладчиками за 8-10 лет, в Армении - к 2015 году. Литва и Армения, где нет нефтегазовых доходов, стараются решить эту проблему, а мы идём по пути компенсаций. А компенсация, если пойдёт такими темпами, то потребуется ещё 200 лет.
Что же нам мешает, законодателям, довести до логического завершения реализацию Федерального закона № 73-ФЗ, тот, который проверяла Счётная палата? На наш взгляд, на всех нас действует магия больших цифр. Действительно, объём государственного внутреннего долга по сбережениям граждан оценивается примерно в 27,7 трлн руб. Действительно, цифра внушительная, это 45% ВВП или два годовых бюджета. Однако напомню вам, что в 2000 г. размер государственного долга внутреннего по вкладам граждан был равен семи бюджетам, поэтому сегодня размер этого долга вполне сопоставим с нашими золотовалютными резервами и накоплениями в резервных фондах.
Второй и очень важный момент. Сегодня никто не ставит вопрос, что вернуть всем и сразу. Люди согласны ждать. И мы должны, наверное, предпринять какой-то встречный ход.
Учитывая особую социальную значимость восстановления гарантированных сбережений граждан, Совет Государственной Думы 20 декабря прошлого года принял решение об образовании межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере восстановления и защиты сбережений граждан России.
Все фракции направили своих представителей в состав этой рабочей группы. Это, конечно же, обнадёживает. Но мы помним, как безрезультатно завершила деятельность аналогичная группа и в прошлом созыве Государственной Думы. Было проведено всего лишь одно заседание рабочей группы, да и то при отсутствии необходимого кворума. Конечно же, рабочая группа не справилась со своими задачами и никаких предложений по совершенствованию законодательства так и не выработала.
Наша фракция считает восстановление и возврат сбережений дореформенных неотъемлемой задачей государства и готова предложить рабочей группе варианты решения этой проблемы. Мы рассчитываем, что и другие фракции готовы к конструктивному сотрудничеству в этом вопросе. Спасибо за внимание.