Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты, на протяжении ряда лет тема государственных закупок остаётся одной из самых обсуждаемых в общественном пространстве. И это понятно, поскольку очевидность проблем в этой сфере видна всем. К теме чувствительны регионы, местное самоуправление, бизнес и наши граждане.
Сегодня мы стоим на пороге больших изменений, которые происходят в системе государственного заказа. Вы знаете, что весной этого года правительством внесён в Думу законопроект «О федеральной контрактной системе», который предусматривает вот эти самые большие изменения.
Все, кто участвуют непосредственно в обсуждении, знают, что, и это ни для кого не секрет, что по поводу законопроекта и отдельных его положений не было единого мнения в среде экспертов, в середе тех, кто его обсуждал.
Комитетом была проделана большая работа, большое публичное обсуждение ко второму чтению (…).
Что принципиально меняется, и что нас ожидает? Давайте попробуем разобраться, в чём главный недостаток существующей системы госзаказов. Главный недостаток заключается в том, что она регулирует только саму процедуру закупки. То есть, ключевой задачей действующей системы госзаказа является покупка качественного товара по минимальной цене. И кроме всяких злоупотреблений, мы имеем такие случаи, когда куплена дорогая медицинская техника, а ей никто не умеет пользоваться. Или когда к той же технике не предусмотрены дорогие расходные материалы. И глупость нам довольно часто обходится дороже, чем коррупция в этой сфере.
При этом, когда мы идём в магазин и тратим собственные 200 рублей, у нас нет задачи освоить бюджет. Мы чётко и конкретно знаем, что мы покупаем, зачем и как мы это потом будем использовать.
Вот именно этот фокус сделан в новой федеральной контрактной системе. ФКС должна обеспечить эффективность, начиная от момента планирования госзакупки, от момента бюджетирования и заканчивая контролем за достижениями конкретных целей социально-экономического развития, конкретных результатов, которые получат территории, граждане, отдельно взятые отрасли. И для этого, собственно, существенно расширена сфера регулирования госзаказа, от закупок до контроля. В любой стране мира госзаказ как огромный рынок решает дополнительные задачи. Это всегда система стимулирования, это возможность повышения производительности труда, система стимулирования отечественного бизнеса, система развития малого бизнеса. И сегодня в федеральную контрактную систему закладывается эта же логика.
ФКС предусматривает механизмы поддержки отечественных производителей. Это особенно важно, поскольку страна вступила в ВТО. И сегодня, когда правительство получает полномочия давать преференции отечественным производителям, это очень важный инструмент в конкуренции. Правительство наделяется правом устанавливать прямой запрет на поставку товаров иностранного происхождения, в том числе в интересах защиты нашего рынка.
В ФКС закладывается принцип инновационности. То есть при прочих равных, наши органы власти должны выбирать высокотехнологичные товары улучшенного качества. В системе появятся такие понятия как «контракт жизненного цикла» и «стоимость владения». Это вещи, которые позволят инновационным товарам, высокотехнологичным товарам, которые, как правило, более дорогие в закупке в силу их инновационности, в силу сложности, нормально конкурировать на этом рынке за счёт лучших показателей долгосрочности, безопасности, экологической в том числе безопасности, энергоэффективности и других качеств.
Конечно, ФКС должна предусматривать меры по поддержке малого бизнеса, и такие меры предусмотрены. Квота на специальные аукционы для малого бизнеса будут увеличены с 10% до 15%, и размер минимального контракта, который идёт на эти специальные торги для малого бизнеса, будет увеличен до 20 миллионов.
Конечно, одна из ключевых проблем, которая обсуждается в обществе и которую обсуждали разработчики в ходе работы над законопроектом – это антикоррупционность. Есть сложный достаточно вопрос: каким образом, с одной стороны, дать заказчику весь необходимый инструментарий для того, чтобы он мог получить результат и чтобы потом с него этот результат спросить? С другой стороны, как процедурно ограничить его усмотрения и возможности для злоупотреблений?
И сегодня для того, чтобы контрактная система стала более эффективной, конечно, законопроектом предусмотрено расширение полномочий заказчика. Если раньше абсолютным приоритетом был аукцион, который ругали, то сегодня заказчику предоставлено право выбора формы торгов, он может выбрать разные варианты.
Предусмотрены новые инструменты, такие как двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, возможности предварительной квалификации, то есть задание специальных требований к поставщикам товаров, работ и услуг, которым они должны соответствовать, прежде чем участвовать в конкурсе. Конечно, потенциально эти инструменты могут вести, при определенном подходе к нарушению конкурентного пространства. Но была сложная дискуссия и, конечно, максимально эти возможности, с одной стороны, даны, с другой стороны, процедурно ограничены. Применение этих инструментов будет возможно не при закупке стандартных товаров, по поводу которых нечего обсуждать. Возможность вот этого предварительного обсуждения, предварительной квалификации поставщиков будет предусмотрена для, в первую очередь, закупки исследований, для сферы науки, для покупки произведений искусства, то есть там, где конечный результат описать достаточно сложно и от квалификации участников зависит принципиально результат и то качество, которое мы получим.
Существенно упрощена процедура расторжения контракта. Часто органы власти оказывались в ситуации, когда заказчик пропал или не исполнил контракт, а расторгнуть его уже нельзя. Но всё это оформлено сегодня в большой комплекс антикоррупционных механизмов. То есть, начиная от того, что планирование будет производится публично, на каждом этапе и общественные организации и система контроля могут вмешаться посмотреть, каким образом происходит госзакупка. Декларирована ответственность как должностных лиц, которые осуществляют закупку, так и поставщиков за результаты. Сформулирована целая глава, в которой выработаны положения контроля, в том числе и общественного со стороны граждан и общественных организаций.
Немаловажным должно стать требование о раскрытии в отдельных случаях конечных собственников или конечных бенефициаров тех компаний, которые выходят на рынок госзаказа.
Таким образом, законопроект фактически готов ко второму чтению. Ни разработчики, ни правительство, ни депутаты не питают иллюзий, что разом все проблемы в этой сложной сфере будут ликвидированы. Понятно, что те проблемы, которые были, на которые он был нацелен, будут решены, но, поверьте, тут же появятся новые, потому что рынок госзаказа – это огромные деньги и огромное количество интересов.
Любое новое регулирование, новая конструкция госзаказа – это новые правила. И при всём притом, что и разработчики, и депутаты стремились максимально сохранить преемственность в этой сложной сфере и бизнесу и государтсву, и чиновникам предстоит эти новые правила освоить, и это тоже потребует определённое время.
Более того, правительство должно будет разработать более 30 подзаконных актов, в которых пропишет детали, а детали могут существенно повлиять на результат.
Как бы то ни было, законопроект очень важный, и я надеюсь, что в ближайшее время он будет вынесен на второе чтение.