Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Законопроект разработан Минфином России в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 г.
Документ направлен на изменение требований к участию банков в системе страхования вкладов (далее – ССВ), а также на уточнение положений, устанавливающих банкам запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских операций.
В части требований к участию банков в ССВ законопроектом предполагаются следующие изменения:
- установление необходимости соблюдения банком порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления;
- уточнение состава групп показателей оценки финансовой устойчивости банка;
- уточнение порядка признания Банком России финансовой устойчивости банка достаточной, а также порядка установления и опубликования методик, на основании которых оцениваются финансовая устойчивость банка, её группы показателей и порядок раскрытия информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
- предоставление Банку России права в целях оценки достоверности учёта и отчётности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в ССВ и которые невозможно получить методами дистанционного надзора, не проводить в банке, ходатайствующем о выдаче разрешения Банка России, инспекционную проверку в случае, когда проверка по этим же вопросам была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче разрешения Банка России.
В качестве оснований, по которым банки признаются не соответствующими требованиям к участию в ССВ, документом предусмотрены следующие изменения:
- в течение года неоднократное признание Банком России недостоверными учёта и отчётности банка;
- признание неудовлетворительными три месяца подряд групп показателей оценки прозрачности структуры собственности банка, оценки качества управления банком;
- невыполнение банком в течение шести месяцев подряд одного и того же обязательного норматива за исключением случаев, когда его невыполнение вызвано изменением методики его расчёта;
- несоблюдение банком порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления, три месяца подряд.
Вместе с тем из оснований, по которым банки признаются не соответствующими требованиям к участию в ССВ, исключаются группы финансовых показателей (капитал, активы, ликвидность), несоответствие которым, исходя из жёстко формализованной оценки финансовой устойчивости банка для целей ССВ, может являться наиболее болезненным основанием для вынужденного введения Банком России запрета в отношении банков, которые являются вполне устойчивыми. Это связано с тем, что недостатки в их деятельности могут быть не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков, то есть банки способны своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.
В целях обеспечения прозрачности действий Банка России по оценке банка на предмет соответствия требованиям к участию в ССВ, а также возможности принятия банком необходимых мер по устранению фактов, повлекших несоблюдение им требований к участию в ССВ, законопроектом предусматривается обязанность Банка России доводить до сведения банка информацию о возникновении у него оснований, которые могут повлечь прекращение его права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
Принятие законопроекта позволит унифицировать надзорные требования к оценке устойчивости кредитных организаций и требования к участию в ССВ, снимет потенциальную проблему вынужденного введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физических лиц в финансово-устойчивых банках, что снизит регулятивный риск как для индивидуальных банков, так и в определённых ситуациях для банковской системы в целом, говорится в сообщении кабинета министров.