Основными причинами совокупного роста платежей граждан, озвученных Президентом РФ, являются не тарифные решения, а изменение нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за коммунальные услуги, а также ввод нормативов потребления на общедомовые нужды.
Такие разъяснения дала Федеральная служба по тарифам. Размер платы за каждую коммунальную услугу складывается из тарифа для ресурсоснабжающей организации и объёмов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливаются субъектами РФ.
Тариф, при этом, находится под строгим контролем со стороны государства, а темпы роста тарифов услуг естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.
Принятие решений на 2013 г. осуществлялось регионами в условиях отсутствия законодательно установленных полномочий по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги (Федеральный закон от 26.12.2005 №184-ФЗ утратил свою силу с 1 января 2012 г.). При этом ФСТ России ранее предлагала сохранить действующий механизм по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги.
С учётом того, что во всех регионах тарифы на 2013 г. были утверждены ещё в конце 2012 г., то после принятия решения о предельном изменении платы граждан за коммунальные услуги возможен либо пересмотр тарифов, либо изменение нормативов, либо изменение схемы начисления платежей, либо объёма выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг.
Федеральная служба по тарифам в настоящее время готовит необходимую нормативную базу для реализации поручения президента. При этом ФСТ отмечает, что поручение президента РФ по ограничению роста платежей граждан будет безоговорочно выполнено в срок.