Если правительство примет предложение Минфина о сокращении субсидий из федерального бюджета на железнодорожные пассажирские перевозки на дальние расстояния, то РЖД недополучит более 5 млрд. руб. Это может повлечь массовые увольнения, закрытие вагоноремонтных депо и прекращение закупок новых плацкартных вагонов.
Такое сообщение распространило исследовательское агентство InfraNews, по сведениям которого заместитель министра финансов Андрей Иванов направил в Белый дом соответствующее предложение своего ведомства.
В Федеральной пассажирской компании (ФПК) – «дочке» РЖД утверждают, что на 2013 г. уже заложен дефицит субсидий в 10 млрд руб. В случае уменьшения господдержки ФПК не исключает возможности сокращения объёма пассажирских перевозок поездами дальнего следования на 40%.
По расчётам Минфина, железнодорожные перевозки экономически выгодны на расстоянии до 700 км. Так, проезд из Москвы в Новосибирск (2891 км) в купейном вагоне стоит более 10 тыс. руб., а стоимость авиабилета на этом же маршруте – 7 тыс. руб. В министерстве полагают, что перераспределение государственных субсидий в пользу авиакомпаний усилит конкуренцию между ними, что приведёт к снижению стоимости перелёта. Согласно исследованиям финансистов, пассажирооборот на железной дороге между Новосибирском и Москвой за 11 лет упал на 73,8%, а доля авиаперевозок поднялась с 58% до 89%.
У Минтранса иные расчёты. Перевозка одного пассажира в плацкартном вагоне стоит 1-1,2 руб. на километр пути, в купе – 1,8 руб./км, самолётом в эконом-классе – от 1,5 руб./км до 6,2 руб./км в зависимости от расстояния. Выходит, себестоимость перевозки пассажиров железнодорожным транспортом ниже, чем воздушным транспортом. И в Минтрансе считают, что для реализации предложения Минфина надо всё всесторонне изучить.