Госдума приняла в третьем чтении закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок).
Закон подготовлен во исполнение поручения Президента РФ и направлен на повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в РФ создаётся и ведётся единая информационная система, с помощью которой участникам контрактной системы предоставляются соответствующие данные, осуществляется подача заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа и т.д.
Указанная система содержит: планы закупок, планы-графики, а также информацию об их реализации; информацию о закупках и об исполнении контрактов; реестр контрактов, заключённых заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов; результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок и т.д. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, публикуется на официальном сайте. Между участниками контрактной системы допускается обмен электронными документами, в том числе подача заявок, окончательных предложений на участие в определении поставщика, все документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью.
Планирование закупок осуществляется заказчиками посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Особенности планирования закупок в рамках гособоронзаказа устанавливаются соответствующим федеральным законом. Планы закупок содержат следующую информацию: о целях закупок, наименованиях объектов закупок и их описание, а также объёмы закупаемых товаров, объём финансового обеспечения для осуществления закупок, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, обоснование закупок и др.
Планы закупок формируются на срок действия закона о федеральном бюджете и о бюджетах внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о региональном бюджете и о бюджетах территориальных внебюджетных фондов, а также правовых актов представительных органов местного самоуправления о местном бюджете. План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.
Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг госнужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик; количество поставляемого товара, планируемые сроки (периодичность) поставки товара, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком; способ определения поставщика; срок (дата начала) процедуры закупки и др. План-график разрабатывается ежегодно на один год.
Установлено 5 методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен.
Осуществление закупок производится заказчиками с использованием конкурентных способов определения поставщиков или путём закупки у единственного поставщика. Конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При наличии у 2-х и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Устанавливаются условия организации централизованных закупок.
По общему правилу, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в размере не менее чем 15% совокупного годового объёма закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.
Цена заключаемого контракта, по общему правилу, является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменение условий контракта не допускается. Если контракт заключается на срок более чем 3 года и цена контракта составляет более чем 100 млн руб., контракт должен включать в себя график исполнения контракта. В случаях, установленных данным законом, заказчик может заключить с поставщиком контракт в устной форме в порядке и на условиях, установленных ГК РФ.
Контракт может быть признан судом недействительным, если руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с руководителями поставщика, являются близкими родственниками и если установлена личная заинтересованность данных должностных лиц заказчика в заключении контракта. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем, в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса.
Заказчики, совокупный годовой объём закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают у себя контрактные службы.
Установлены особенности осуществления отдельных видов закупок: заключение контрактов на энергосервис; заключение госконтрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем; заключение госконтрактов при закупках товаров, работ, услуг, включаемых в гособоронзаказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв.
Предполагается, что закон вступит в силу с 01.01.2014, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.