Президент РФ Владимир Путин внёс в Госдуму проект Кодекса административного судопроизводства.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, ГПК РФ на данный момент не регулирует надлежащим образом дела, вытекающие из публичных правоотношений (например, оспаривание нормативных правовых актов, действий (бедействий) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.). Это связано с тем, что он устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, исходя из фактического равноправия субъектов.
Между тем, в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство субъектов, в связи с чем требуются иная методология и отдельный процессуальный закон для разрешения таких дел.
При регламентации административного судопроизводства в проекте были учтены те нормы ГПК РФ, которые касаются производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и которые оправдали себя на практике. При разработке проекта приняты во внимание не потребовавшие существенной переработки такие устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.
Проект детализирует общие принципы правосудия, реализуемые в любом из видов судопроизводства и указывает на особенности реализации ряда принципов при осуществлении административного судопроизводства.
Так, в проекте делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. К примеру, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.
В проекте предусмотрен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции. В этот перечень включены конкретные категории административных дел, а также административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принимает председатель суда или суд вышестоящей инстанции, отменивший решение суда первой инстанции.
Кроме того, предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов граждане, не имеющие высшего юридического образования, ведут через представителя.
Проектом предусматривается возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим. При оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Кроме того, в проекте раскрывается содержание административной процессуальной правосубъектности. К числу обладателей административной процессуальной правосубъектности могут при определённых условиях относиться объединения, не являющиеся юридическими лицами, и лица, ограниченные в дееспособности по гражданскому праву.
В проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела.
По ряду административных дел введено упрощённое (письменное) производство. Данный порядок предлагается использовать также для рассмотрения частных жалоб в суде апелляционной инстанции.
Предусматривается, что сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска, например по административным делам, касающимся проведения публичных мероприятий.
Кроме того, в нём содержатся переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до даты введения в действие Кодекса административного судопроизводства, подлежат рассмотрению и разрешению в соответствии с этим Кодексом.