Замедление динамики крупных потребительских рынков, зафиксированное производителями и розницей в конце 2012 и первом квартале 2013 года, нашло подтверждение в ходе очередного исследования, проведённого холдингом «Ромир».
В марте 2013 года исследовательский холдинг «Ромир» в ходе очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются в следующем полугодии. Аналогичные вопросы задавались в 2012 и 2011 гг.
Треть участников исследования (32%) завили, что за предыдущие 6 месяцев (с сентября 2012 г.) в их семьях вообще не было совершено никаких крупных покупок. Это очень высокий показатель. В июне 2012 г. аналогичный ответ дали только 24% респондентов, в ноябре 2011 — 22%.
Наиболее сильные потери и в абсолютных, и в относительных значениях понёс рынок одежды и обуви. В 2011 году более 40% участников исследования назвали одежду и обувь в числе крупных расходов, совершенных за предыдущие 6 месяцев. В 2012 году такой ответ дали 32% респондентов. А в марте 2013 г. — только один из пяти участников исследования (19%). И это — в конце холодного сезона. Не ожидается перелома к лучшему и в следующие полгода. Только 19% россиян назвали одежду и обувь в числе возможных крупных покупок.
На вторую позицию по распространенности неожиданно вышел ремонт в квартире, загородном доме, на даче. Неожиданно, потому что ещё летом 2012 года такие расходы планировали только 10% участников опроса, а по факту получилось, что в каждой шестой (17%) семье за истекшие полгода проводились какие-то ремонтные работы.
Очевидно, что около половины семей, потратившихся на ремонтные работы, ещё летом прошлого года этого не планировали. «Возможно, стимулом для этого стали какие-то «форс-мажорные» обстоятельства. Не исключено, что семьи, решившиеся на ремонт в своем жилье, поняли, что улучшение жилищных условий в ближайшие годы им «не светит» и решили привести в порядок то «гнездышко», в котором им предстоит прожить ещё несколько лет», — полагают авторы исследования.
На третьем месте в условном рейтинге крупных расходов оказалась оплата медицинских услуг. Каждая седьмая семья (14%) отметила этот вид расходов. По понятным причинам предвидели (летом 2012 года), что такое может случиться, только 12% респондентов. А на следующие 6 месяцев «планируют» расходы на оплату медицинских услуг только 10% участников. Скорее всего, реальные показатели осенью 2013 года также окажутся несколько выше ожидаемых.
Исследовали обратили внимание на следующий факт. В 2012 году оплату медицинских услуг в числе совершенных крупных расходов полугодия назвали 18% участников исследования, а в 2011 году – каждый четвертый (24%). Таким образом, за полтора года доля семей, потративших значительные суммы на медицину, сократилась почти в два раза (на 10 процентных пунктов). «Для нас очевидно, что это реакция на увеличение стоимости медицинских услуг и расширение «зоны платной медицины»», — заключили аналитики «Ромир».