Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
Законопроект направлен на создание правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа и реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. Документом, в частности, предусматривается:
- создание правовой базы для формирования государственных (муниципальных) программ;
- изменение бюджетной классификации;
- составление и утверждение бюджетов в «программном» формате, а также в «непрограммном» (то есть с учётом направлений деятельности органов власти РФ, субъектов РФ, внебюджетных фондов, МСУ, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета);
- установление единой для бюджетов бюджетной системы РФ группировки расходов (8 групп);
- установление, что к пояснительной записке по проекту федерального бюджета должны также прилагаться информация о бюджетных ассигнованиях федерального бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; информация об объектах капитального строительства, бюджетные ассигнования которых на очередной финансовый год превышают 1,5 млрд руб.; данные по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год и плановый период;
- введения норм о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) и изменение механизма управления остатками на единых счетах по учёту средств бюджетов;
- установление обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, бюджетных кредитов их получателями (предоставление только при согласии на такую проверку). В случае просрочки возврата бюджетного кредита взыскание задолженности, пени и штрафов может быть обращено только на средства, ещё не поступившие должнику-субъекту РФ;
- уточнение норм по использованию в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов, не использованных в текущем финансовом году;
- уточнение порядка формирования и использования Резервного фонда;
- установление, что средства Фонда национального благосостояния могут размещаться также в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается правительством РФ;
- уточнение перечня оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете;
- уточнение положений по управлению операциями со средствами на единых счетах по учёту средств бюджетов;
- уточнение порядка исполнения бюджета и составления бюджетной отчётности;
- создание и ведение единого портала бюджетной системы РФ;
- установление норматива отчислений сумм штрафов за нарушение законодательства РФ о пожарной безопасности в размере 50% – в федеральный бюджет, 50% – в бюджеты субъектов РФ;
- уточнение, что госконтракты о поставках товаров на срок, превышающий срок действия утверждённых лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в пределах средств, предусмотренных госпрограммами, решениями правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Устанавливается, что изменения в НК РФ и БК РФ должны приниматься отдельными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) др. законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Уточняется процедура рассмотрения Госдумой и Советом Федерации проектов федеральных законов о федеральном бюджете, а также об исполнении федерального бюджета. Законопроект о федеральном бюджете должен быть рассмотрен Госдумой в течение 60 дней (без разбивки на чтения) (сейчас – срок подготовки к первому чтению 20 дней со дня внесения в Госдуму). При этом при подготовке заключений профильные комитеты заслушивают доклады соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также аудиторов Счётной палаты РФ по соответствующим направлениям. В случае отклонения Госдумой законопроекта об исполнении федерального бюджета он должен быть доработан и повторно представлен в течение 1 месяца.