Счётная палата рассмотрела результаты мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за применением субъектами экономической деятельности трансфертного ценообразования и использования офшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей.
В материалах СП отмечается, что в практике деятельности участников ВЭД широко используются контракты, заключаемые с офшорными компаниями, которые носят формальный характер. При импорте практически все товары поступают в РФ не с офшорных территорий, а из третьих стран (стран происхождения), аналогично, при экспортных операциях - направляются из РФ в третьи страны (страны получатели), а не на территорию офшорных зон.
В последние три года происходит рост внешнеторговых операций, проводимых через офшорные зоны, определённые в перечне (списке) Минфина России и Банка России. Объём оформленных товаров по внешнеторговым контрактам, заключённым российскими участниками ВЭД с офшорными компаниями, превысил в 2012 г. 321 млрд долл.
Фактически регистрация фирмы в офшорной зоне становится одним из признаков, свидетельствующих о том, что организация создана не только для осуществления хозяйственной, предпринимательской деятельности, но и для целей снижения уплаты налоговых платежей и вывода капитала.
По данным ФТС России и Росфинмониторинга одним из основных каналов незаконного вывода средств является вывод под видом платежей в офшорную зону за неввезённый товар. Общая сумма таких нарушений, выявленных таможенными органами, составила в 2012 г. 565,5 млрд руб.
Материалы проверок свидетельствуют о том, что формируются схемы хищения бюджетных средств путём завышения стоимости государственных контрактов (цен) с использованием подставных фирм-однодневок и дальнейшим выводом разницы стоимости в офшоры.