Госдума приняла во втором чтении законопроект о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров, в том числе путём использования механизмов «заёмного труда».
Законопроектом вносятся ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, КоАП РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В частности, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дополняется новой статьёй, предусматривающей, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) могут частные агентства занятости, прошедшие аккредитацию, а также работодатели – иностранные юридические лица, работодатели – юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, направляющие в случаях и в порядке, которые установлены международными договорами РФ, своих работников для работы у другого юрлица, находящегося на территории другого государства. При этом договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором возмездного оказания услуг. Субъекты малого и среднего предпринимательства, использующие льготный режим налогообложения не могут выступать в качестве агентств занятости.
Определяются обязательные требования к аккредитации частных агентств занятости:
- наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
- наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования и стажа работы в области трудоустройства населения не менее 2-х лет за последние 3 года, а также отсутствие судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.
Устанавливаются ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала). Страхователи, временно направляющие своих работников для работы у другого физического или юридического лица, уплачивают установленные страховые взносы, с учётом вида деятельности и условий труда рабочих мест, на которых фактически работают эти работники.
В Трудовом кодексе РФ предусматривается возможность признания судом либо государственной инспекцией труда наличия трудовых отношений между сторонами, связанными договором гражданско-правового характера.
Определяется, что в случае если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, то работодатель, в интересах которого была проведена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу). Определяются особенности регулирования и организации труда работников, направленных работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). Заёмный труд запрещён на рынке труда РФ.
В КоАП РФ усиливается ответственность работодателя за уклонение от заключения трудового договора в виде штрафа: на должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на ПБОЮЛ – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб. Повторное совершение должностным лицом таких правонарушений влечёт дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет.
В Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливается, что иностранные работники имеют равные с гражданами России права в сфере трудовых отношений.
Предусматривается, что закон вступит в силу с 1 июля 2014 г., за исключением отдельных норм, для которых установлены иные сроки вступления в силу.